14 января. Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 20 - 21; 40 - 52.
20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50. Но они не поняли сказанных Им слов.
51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
(Лк. 2, 20–21; 40–52)
Удивительно, дорогие братья и сестры, что первыми весть о рождении Спасителя в мир получили пастухи. Ортодоксальные иудеи презирали пастухов, так как они не могли совершать все детальные установления закона. Но именно им, простым людям полей, была первым послана весть Божия.
Хотя Господь и осуждал непомерную ношу различных предписаний закона, о которых так пеклись фарисеи и законники, Он пришел в этот мир исполнить закон, тот закон, который Сам дал людям для спасения.
Одной из древнейших норм закона было повеление праотцу Аврааму и через него всему еврейскому народу совершать обрезание как символ завета между Богом и Его избранным народом: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола […] и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным(Быт. 17, 12–13). Так в восьмой день после рождения в мир и Господь наш Иисус Христос был принесен к священнику для совершения над ним ветхозаветного чина или таинства обрезания «крайней плоти».
Как говорил святитель Димитрий Ростовский: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
Господь пришел установить новый закон, но вместе с тем Ему необходимо было исполнить и ветхий. И вот Он с самого Своего рождения начинает исполнять закон посредством священнодействия, к которому Его приносят Пречистая Дева Богородица и Иосиф Обручник. Таким образом Законодавец первый подчиняется закону.
Чин обрезания был не единственным обрядом, совершаемым на восьмой день после рождения ребенка. В этот день также нарекали имя. Именно поэтому мы читаем в Евангелии:дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).
Имя Иисус – греческая форма еврейского имени Иешуа, что является сокращением от имени Иехошуа, состоящего из корней слов «Иехова» – огласовки священной тетраграммы «Яхве» имени Бога, явленном пророку Моисею на горе Синай, и «шу́а», что в переводе означает «спасение». Это имя было весьма распространено среди иудеев. Чаще всего детей называли так в память ученика пророка Моисея и завоевателя земли Израильской Иисуса Навина. И в этом случае имя переводили как «Бог спасение его». Но после того как нам была явлена тайна Боговоплощения, перевод имени Христа стал более понятен – «Бог Спаситель»! И как отмечает митрополит Вениамин (Федченков), «дело Господа Иисуса Христа – в одном имени: Спаситель. Иисус – имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно».
В эти дни, дорогие братья и сестры, нам вновь открывается вся полнота Божественной любви. Спаситель со дней Своего младенчества начинает претерпевать боль телесную, а затем и боль сердечную о каждом из нас, исполняя закон от начала дней Своего рождения до момента крестной смерти. Нам же остается лишь с чувством благодарности принимать эту любовь, сохраняя ее в своем сердце и делясь ею с людьми вокруг нас. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)