15 января.Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 17 - 23.
17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
(Лк. 6, 17–23)
Вслушиваясь в слова сегодняшнего евангельского чтения, мы становимся свидетелями первой проповеди Христа после избрания Им двенадцати апостолов.
Как мы видим, ко Христу устремляется множество людей, которые жаждут чуда исцеления. И Господь, возлагая на них Свои руки, освобождает их от болезней. Люди и сами тянутся к Спасителю, чтобы прикоснуться к Его одежде, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк. 6, 19).
Именно во время этого духовного подъема среди множества людей, еще более укрепившихся в вере совершенными чудесами, Иисус Христос обращается к ученикам и народу со словом проповеди о блаженствах.
Евангелист Лука в тексте Священного Писания употребляет греческое слово μακαριος [макариос], которое можно перевести на русский язык как «счастливый» или «благоденствующий». В античном языческом мире «блаженными» обычно именовались боги, а также уподобляющиеся богам люди, потому что они воплощали в мифах мечту человека о счастье. Это греческое слово и его значение замечательно характеризуют саму суть христианства, которому присуща Божественная радость.
Рассмотрим блаженства, переданные нам со слов Христа евангелистом Лукой, более подробно.
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие (Лк. 6, 20).
Архиепископ Аверкий (Таушев) так поясняет эти слова: «Блаженны те, кто, видя и осознавая свои грехи, препятствующие им вступить в это Царство, плачут, потому что тогда у них есть возможность примириться со своей совестью и утешиться. Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что становятся уже неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане, действительно, унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они унаследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая возникнет после разрушения этого тленного мира».
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь(Лк. 6, 21).
Эти слова Спасителя, по мнению Александра Павловича Лопухина, относятся ко всем людям, которые имеют «чувство внутренней неудовлетворенности и могут алкать другой жизни и плакать о неудаче, постигающей их в их стремлениях к высшему совершенству». Поэтому Господь особо поддерживает всякого «алчущего» до правды Божией среди греха лжи и суеты, а также человека, сокрушающегося о своих грехах, обещанием будущего насыщения и радости.
Заканчивается сегодняшнее евангельское чтение словами об особом дне, когда радость и веселие будут для тех, кого отвергнет этот мир и чье имя будет поноситься за Сына Человеческого.
К выдающимся качествам нашего Спасителя относится и Его абсолютная честность. Он никогда не оставлял людей в неведении относительно того, что их ждет, если они решат последовать за Ним.
Блаженный Феофилакт так поясняет нам, о каком злословии за имя Господне говорит Иисус: «Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном». Таким образом, святитель напоминает нам, дорогие братья и сестры, что мы должны быть примером добра, но не зла в этом мире.
Наша верность христианской вере не всегда влечет за собой смерть, но человека, настаивающего на своем добром имени христианина, ждут оскорбления; а человека, проявляющего христианскую любовь и христианское всепрощение, – насмешки. Господу нашему Иисусу Христу и сегодня нужны свидетели; Ему нужны не только люди, готовые умереть ради Него, но главное – люди, готовые ради Него жить. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)