17 января. Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 1 - 8.
1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
(Мк. 1, 1–8)
Во времена первых христиан книги писались на свитках, а поэтому начало текста должно было четко указывать на содержание того или иного манускрипта. Евангелист Марк начинает свое повествование с надписания, которое указывает на содержании книги: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1).
Далее Апостол Марк начинает само повествование, и ведет его издалека – не с рождения Иисуса Христа и даже не с описания Иоанна Крестителя в пустыне. Он начинает Евангелие с видений древних пророков, другими словами, с глубокой древности.
Приведенная евангелистом Марком цитата из пророков многозначительна: Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мк. 1, 2 ). Это слова из книги пророка Мала́хии ( Мал. 3, 1 ), которые звучат как угроза. Во времена Мала́хии священники плохо исполняли свои обязанности: приносили в жертву второсортных животных с физическими недостатками и смотрели на службу в храме как на скучную обязанность. Посланник Божий должен был очистить богослужение в храме, прежде чем на землю придет Помазанник Божий. Иными словами – исправить основу религиозной жизни перед пришествием Христа.
Далее евангелист приводит слова пророка Исаии : Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мк. 1, 3). В прямом смысле речь шла о посланниках любого восточного правителя, которому предшествовали послы, провозглашая приход господина. Также их обязанностью было приготовление пути, по которому путешествовал царь и его свита. Они разбирали каменные завалы или, наоборот, засыпали дорожные ямы. В переносном, духовно-нравственном, смысле это требование, по толкованию блаженного Иеронима, означало, «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие».
Именно после ветхозаветных пророчеств евангелист Марк описывает Иоанна Крестителя, который носил грубую одежду и жил в Иудейской пустыни на западном побережье Иордана,проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Иудеи были знакомы с ритуальными омовениями. Они подробно описаны с 11-й по 15-ю главу книги Левит. Символические очищения водой составляли неотделимую часть иудейского обряда.
Когда язычник становился прозелитом, то есть обращался в иудейскую веру, он должен был пройти три ритуала. Во-первых, подвергнуться обре́занию; во-вторых, за него должна была быть принесена очистительная жертва; и в-третьих, он должен был принять крещение, что символизировало очищение его от всякой скверны прошлой жизни. Совершенно естественно поэтому, что крещение не было просто окроплением, а погружением всего человека в воду.
Иоанн же предлагал крещение всем иудеям, а не только уверовавшим язычникам. Призыв Иоанна Предтечи говорил о том, что быть иудеем по происхождению еще не значит быть членом избранного Богом народа; иудей может оказаться как раз в том же положении, что и язычник; Богу нужен не иудейский образ жизни, а жизнь, исполненная рассуждения и покаяния.
О том, что есть «покаяние», святитель Игнатий Брянчанинов лаконично говорит, что это: «значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои [...] и уже более не возвращаться к ним». В греческом тексте употребляется слово «μετάνοια» [метанойя], которое переводится как покаяние. Но точное значение этого слова имеет более глубокий смысл – перемена ума, переосмысление. Иоанн Креститель требовал от приходящих к нему людей не извинений Богу за совершенные поступки, а реальное осмысление своей прежней жизни и изменение ее качества.
Для нас, дорогие братья и сестры, и сегодня актуально звучит проповедь Предтечи. Мы так же призваны исправлять свою жизнь покаянием, замещая наши грехи и страсти благими мыслями и добрыми делами. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)