23 января. Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 1 - 11.…
1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Мф. 4, 1–11)
После Крещения Спаситель ведется Духом в пустыню. Между центральным плоскогорьем южной Палестины и Мертвым морем простирается мертвая, безнадежная пустыня, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение». Именно туда возведен был Иисус Христос для искушения от диавола (Мф. 4, 1).
Прежде чем мы приступим к толкованию отрывка об искушении Христа, необходимо понять значение слова «искушать». В греческом языке это «πειραζω» [пира́зо]. В русском оно употребляется прежде всего в смысле – соблазнить кого-нибудь на злые деяния, совратить ко греху. Но это «πειραζω» [пира́зо] у греков имеет совершенно иной оттенок в своем значении, оно, скорее, значит испытать.
Хороший пример об искушении как испытании мы читаем в 22-й главе книги Бытия, где речь идет о жертвоприношении Авраамом своего единственного сына Исаака.Бог искушал Авраама (Быт. 22, 1), испытывая его верность. Точно так же, как металл, прежде чем употребить его в дело, испытывается при напряжениях, намного превышающих степень, которую ему когда-либо придется выдерживать.
И когда мы говорим об искушении Иисуса Христа в пустыни, то должны понимать под этим испытание, которому подвергает Себя наш Спаситель прежде Своего общественного служения. Подвергая испытанию Свою человеческую природу, Он как всегда и нам подает добрый пример, как на это указывает Евфимий Зигабен: «Иисус передается после крещения Духу Святому и ведется Им, куда повелит, и подводится в пустыню на борьбу с дьяволом. И ты после Крещения не будь уже сам руководителем себя самого, но водись лучше Духом и не смущайся, подпадая после Крещения испытаниям. Для того ты и вооружен, чтобы сражаться».
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Первое искушение состояло в том, чтобы обратить, камень в хлеб. Искуситель как бы говорил: «Хочешь, чтобы люди последовали за Тобой? Сотвори чудо – дай им материальные блага». Но Господь ответил на это цитатой из книги Второзакония (Втор. 7, 3), которая другими словами означает: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.
В описании второго искушения мы находим Иисуса Христа, стоящим на крыле Храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор. Это было искушение поразить людей чем-то необычным. Но Спаситель ответил словами из книги Второзакония: Не искушай Господа Бога Твоего (Втор. 6, 16). Ведь Бог не фокусник и не стремится к сиюминутной сенсации.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9). Это искушение компромиссом. Диавол как бы намекал: «Люди в моих руках. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Господа свелся к следующему: в битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).
Данное евангельское событие, дорогие братья и сестры, показывает нам, что искушения всегда соразмерны внутренней силе человека. Нас не одолевает искушение, например, обращать камни в хлеб, по простой причине, что мы не способны это делать. Но любое искушение побеждается по примеру Спасителя – силой воли, уединенной молитвой и постом. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)