28 января.Евангелие от Марка. Глава 9, ст. 10 - 16.
10. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
11. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
12. Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
13. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.
14. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
(Мк. 9, 10–16)
После преображения на горе Фавор Господь запретил апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Спаситель понимал, что ученики все еще были обуреваемы идеей о сильном и властном Мессии. Если бы они стали рассказывать о случившемся на вершине горы, о том, как явилась слава Божия, как явились Моисей и Илия, то это совпало бы со всеобщим ожиданием земного царя. Распятие же должно было показать им, в чем заключается истинное служение Христа, и, когда после воскресения они убедятся, что Иисус действительно был Мессией, лишь тогда могут рассказать о славных событиях, произошедших на вершине горы.
Апостолы же, не понимая значения слов Христа, спрашивали друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых (Мк. 9, 10). Это недоумение они относили исключительно к Самому Иисусу Христу, Который, как Мессия, не мог, по их понятиям, умереть, а, если не мог умереть, то как же Он воскреснет из мертвых? Таким образом, они все еще не хотели верить, что Он может умереть.
Недоумевая, они спросили Господа: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? (Мк. 9, 11).
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Мысль, заключающаяся в вопросе учеников, такова. Книжники, которые немало говорили о признаках пришествия Мессии, останавливали внимание своих слушателей на пророчестве Малахии, по которому пред пришествием Мессии должен явиться Илия пророк и приготовить евреев к принятию Мессии (Мал. 4, 5, 6). Теперь ученики видели уже Илию — он пришел с неба и, значит, непременно приготовит евреев к принятию Христа, когда Христос соблаговолит открыть Себя миру. К чему же Христу еще страдать и умирать? Кто же поднимет на Него руку, если Илия подготовит всех к вере во Христа?»
В предании раввинов говорилось, что Илия придет на три дня раньше Мессии. В первый день он будет стоять на вершинах Израиля, оплакивая горе и запустение земли. А потом голосом, который будет слышен от одного края земли до другого, закричит: «Мир нисходит на землю!» На второй день он закричит: «Благо нисходит на землю!» А на третий: «Иисус снисходит на землю!»
Чтобы покончить с недоразумением, в каком пребывали ученики, Христос говорит: Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену (Мк. 9, 12). Таким образом, Илии надлежало явиться в мир и исправить неверие иудеев того времени, восстановить в душах людей первоначально добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло быть успешным, поскольку не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, окаменевших их в продолжительной порочной жизни.
Далее Господь добавляет: Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем (Мк. 9, 13). Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «То есть Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был обличен от Бога силой Илииной и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. И, как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию и так же умертвят Его».
Слова Спасителя перевернули все представления и мысли учеников. Они ждали внезапного вторжения Бога в историю и сокрушительной победы неба, которую считали одновременно победой Израиля. Их заблуждения мешали им видеть откровение Божией истины. Господь хотел, чтобы они осознали, что Мессию ждет один конец – распятие. Спаситель готовил учеников к тому, чтобы сердца их стали способны принимать Божественное откровение.
Весь смысл нашей жизни, дорогие братья и сестры, заключается в том, чтобы наши сердца и слово Христово соединились в благодатном единстве. Только слыша и принимая слово Божие в нашей жизни, исполняем мы свое предназначение – быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)