29 января.Евангелие от Марка. Глава 9, ст. 33 - 41.
33. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
34. Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
35. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
36. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37. кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
38. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40. Ибо кто не против вас, тот за вас.
41. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
(Мк. 9, 33–41)
Сопровождая своего Учителя в Капернаум, апостолы шли в некотором отдалении от Него и о чем-то спорили. Придя в Капернаум, Иисус Христос спросил апостолов: О чем дорогою вы рассуждали между собою? (Мк. 9, 33).
Они молчали, потому что им стыдно было признаться, что они спорили о первенстве: о том, кто из них больше. Апостолы никак не могли отрешиться от иудейских воззрений на Царство Мессии и потому, уподобляя его земным царствам, хотели узнать, кто из них и какое место займет в этом Царстве. Но Господь сказал им: К то хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35).
Первым в Царстве Небесном может быть только тот, кто здесь на земле добровольно сделается последним, кто не будет угнетать ближних своих, не будет господствовать над ними, а сам будет служить им чем может; но они, очевидно, не поняли этих слов.
Видя это и желая преподать Своим ученикам урок о взаимоотношениях между членами Царства Христова, Спаситель, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (Мк. 9, 37).
Кто отрешится от своего воображаемого величия, кто обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же малым, как дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет эти слова так: «…всякий, кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христово, то есть во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как бы Мне Самому».
Слова Спасителя напомнили апостолу Иоанну увиденного учениками человека, который именем Христа изгонял бесов, но апостолы не только не приняли его во имя Христа, но даже запретили ему совершать добрые дела.
Как отмечает Борис Ильич Гладков, «в то время, время явной вражды к Спасителю со стороны руководителей еврейского народа, небезопасно было быть Его учеником и всюду открыто следовать за Ним; нужно было иметь достаточно мужества, чтобы преодолеть страх преследования со стороны врагов Иисуса. Поэтому кроме тех учеников, которые не боялись следовать за Иисусом, были у Него и так называемые тайные ученики, к числу которых принадлежал Иосиф Аримафейский».
Вероятно, одного из таких учеников, веровавшего во Христа, но не имевшего мужества открыто присоединиться к Его последователям, и встретили апостолы, когда он именем Господа изгонял бесов. Считая, что ученик Спасителя должен находиться при Нем и безбоязненно следовать за Ним, апостолы запретили ему продолжать свою деятельность. Тем не менее Спаситель знает Своих, даже если они еще не наставлены в истине как должно, и, давая понять, что мы не имеем власти ограничивать действие благодати Божией, отвечает: Н е запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9, 39).
И здесь, дорогие братья и сестры, важно понять, что речь идет о благоговейном отношении долготерпеливого и многомилостивого Спасителя, раскрывающего все возможности познания истины для человека и желающего спасения всем людям.
Обещая награду всем, кто делает какое-либо добро Его ученикам, Господь говорит: И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мк. 9, 41).
И действительно, каждое проявление доброты и любая оказанная помощь не останутся без награды, если эта помощь оказана людям, нуждающимся во Христе. И только благодаря такому служению освящается всякое добро. Будем же, дорогие братья и сестры, со смирением и любовью участвовать, по своим силам, в жизни каждого человека, просящего нашей помощи. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)