Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 30 января. Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 1 – 11.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

30 января. Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 1 – 11.

1. Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4. Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6. И не могли отвечать Ему на это.

7. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лк. 14, 1–11)

 

Сегодня день памяти преподобного Антония Великого. И хотя за богослужением читается отрывок о заповедях блаженств, положенный в день памяти преподобных отцов, мы с вами обратимся к евангельскому зачалу, указанному на данный день по уставу, поговорим о чуде исцеления Господом человека с водяной болезнью и реакцию фарисеев на это событие.

Всего в Евангелии отмечены семь случаев исцеления Иисусом Христом больных в субботу. Так, в Евангелии от Луки описываются: исцеление тещи Симона-Петра (Лк. 4, 38), сухорукого (Лк. 6, 6) и женщины, которая не могла выпрямиться в течение восемнадцати лет (Лк. 13, 13). Кроме того, Иоанн Богослов приводит историю исцеления парализованного у купальни Вифезда (Ин. 5, 9) и слепорожденного (Ин. 9, 14). Марк сообщает об исцелении одержимого бесами в синагоге в Капернауме (Мк. 1, 21).

Можно было бы подумать, что такой список чудесных исцелений должен был вызвать любовь к Спасителю, но трагичность в том, что каждое исцеление приводило фарисеев в ярость. Чтобы понять, почему это происходило, надобно помнить, что правоверные иудеи того времени считали Иисуса Христа нарушителем закона: Он исцелял в субботу, следовательно, трудился в субботу и тем самым нарушал закон Моисея.

И вот один фарисей в субботу пригласил Господа на обед. Само собой разумеется, что готовить пищу в этот день запрещалось: это значило работать. Всю пищу готовили заранее и сохраняли в мехах, тканях или перьях попугаев, чтобы она оставалась теплой.

И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью (Лк. 14, 2). Возможно, фарисеи специально пригласили больного водянкой в дом, чтобы узнать, как поступит Иисус Христос. Евангелист Лука, описывая фарисеев, говорит, что они наблюдали за Ним (Лк. 14, 1). Слово наблюдали в оригинале означает «подлавливали или шпионили». Спаситель находился под тщательным наблюдением. И все же, не колеблясь, исцелил больного, не боясь навлечь на Себя гнев фарисеев. По этому случаю блаженный Феофилакт выводит правило жизни для каждого христианина: «Там, где предстоит очень много пользы, нам не должно заботиться о тех, которые безумно соблазняются».

По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это (Лк. 14, 3–6). Как отмечает Александр Павлович Лопухин: «Господь, подобно тому как ранее разъяснил необходимость исцеления скорченной женщины в субботу  (Лк.13, 15), разъясняет теперь необходимость той помощи, которую Он только что оказал страдавшему водянкой. Если люди не стесняются вытащить и в субботу осла или вола, попавших в колодезь, то – заключение это подразумевается – нужно было помочь и человеку, которого «заливала вода»… И фарисеи опять не могли найти, что Ему отвечать на такое заявление».

Один исследователь Священного Писания, размышляя над данным отрывком, называет состояние фарисеев не иначе как «отсутствие здравого смысла». Фарисеи были готовы на все, чтобы защитить и исполнить свои незначительные нормы и правила, но в то же время считали грехом облегчить страдания больного в субботний день.

Но Спаситель, видя и понимая подобное состояние фарисеев и их склонность к ненависти к Нему, все же не отказывается от приглашений и посещает дома фарисеев. В этом открывается для нас, дорогие братья и сестры, великая мудрость: Господь всегда стремится навстречу людям с надеждой изменить их и привлечь к Себе, подавая и нам пример – не взирая ни на какое зло, творить добро в этом мире. Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится