31 января.Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 18 - 27.
18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
(Лк. 18, 18–27)
В данном евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы становимся свидетелями вопроса некоего начальника о том, как ему наследовать жизнь вечную. По всем нормам иудейских обычаев обращение к Иисусу Христу, которое употребил этот человек, было, мягко говоря, неуместно. Во всей иудейской литературе не встречается такого обращения к раввину, как «Учитель благий». Раввины всегда говорили: «Благ только закон». Такое обращение к Иисусу Христу выглядело почти как грубая лесть. Поэтому Спаситель начинает с того, что старается отвести мысли начальника от Себя к Богу.
Пространное, но очень глубокое рассуждение о словах начальствующего, мы встречаем у преподобного Иустина (Поповича): «Вечное и благое – это синонимы. Абсолютное Благо и абсолютное Вечное перекрываются. Через каждое доброе дело в душу человеческую нисходит понемногу вечного, понемногу вечности. Соделанное добро, – это уже осуществленная частица вечного в человеческом существе и жизни. Какая-то Божественная сила струится через любое добро и разливается по человеческому существу, ибо любое добро своим тончайшим нервом связано с Богом и приходит от Бога. И, приходя от Бога, оно приносит нечто Божие. Осуществленное в человеке, оно его делает вечным, и человек становится рассадником вечного, бессмертного».
Никто не сомневался в том, что начальник – хороший человек, но сам он сердцем и душой чувствовал, что жизнь его несовершенна. И Господь дает ему конкретный совет: Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22). Но почему Спаситель приглашает этого человека следовать за Ним, когда, к примеру, исцеленному гадаринскому бесноватому отказывает в этом?
Существует одно апокрифическое евангелие, так называемое евангелии от Иудеев, большая часть которого утеряна; в одном сохранившемся отрывке мы находим описание изложенного здесь события, что дает нам ключ к его пониманию.
«Другой богач обратился к Иисусу: “Учитель благий! какие же добрые дела должен я делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Иисус ответил ему: “Человек, повинуйся закону и пророкам”. Богач ответил: “Я делал это”. И тогда Иисус сказал ему: “Иди, продай свое имение, раздай его нищим и следуй за Мною!” Богач смутился, потому что ему не понравилось такое повеление; тогда Господь сказал ему: “Как же ты говоришь, что исполнял закон и пророков? Ведь в законе сказано: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”, и вот взгляни: вокруг много братьев твоих, сынов Авраама, умирают с голода, а дом твой полон добра, и ты ничего из него не отдаешь им”. И Господь обратился к Симону, ученику Своему, сидевшему рядом с Ним: “Симон, Ионин, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”».
Вот и трагедия, и тайна богатого начальника – он был эгоистом. Будучи богатым, он ничего не давал людям, а поклонялся лишь своему богатству. Его богатство было его ложным богом. И чтобы наследовать вечную жизнь, жизнь с истинным Богом, он должен был разорвать порочную дружбу со своими сокровищами и посвятить себя служению правде Божией. Как пишет Евфимий Зигабен: «Вся эта речь показала, что любостяжательному человеку невозможно спастись, если только он, прилагая со своей стороны усилие, не будет иметь Бога помощником в освобождении от этой опаснейшей страсти».
Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, дается сегодня ответ на извечный вопрос: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. В первую очередь – отрешиться от того, что порабощает нашу душу. А во-вторых, предать себя воле Божией, исполняя заповеди и следуя спасительному пути Христову. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)