10 февраля.Евангелие от Марка. Глава 11, ст. 23 - 26.
23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
25. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
(Мк. 11, 23–26)
Сегодняшнее евангельское чтение располагает нас, дорогие братья и сестры, порассуждать о молитве. Слова, которые мы слышим при прочтении данного евангельского отрывка, Господь наш Иисус Христос произносит возле сухой смоковницы, которую Он проклял как не имеющую плода.
На другой день, когда Господь, очевидно, вновь шел с учениками из Вифании в Иерусалим той же дорогой, что и накануне, ученики обратили внимание на то, что смоковница засохла. В ответ на выраженное учениками по этому поводу удивление, Господь поучает их, говоря о силе веры. Он говорит, что, если они будут иметь веру, преодолевая все сомнения, то смогут творить еще большие чудеса, вознося свои молитвы Богу, и дает им три наставления о молитве.
Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет (Мк. 11, 23). Во-первых, молиться надо с верой. Как указывает Александр Павлович Лопухин: «Ученики при молитве о чем-нибудь должны верить, что они это получат. Можно сказать, что вера ставит молящегося в такое положение, когда он представляет себя уже получившим от Бога все, о чем он молится, чего желает». Фраза о сдвигании гор была в то время типичным оборотом со значением «устранять трудности». В частности ее употребляли для характеристики мудрых учителей. Хорошего учителя, который мог устранить трудности, возникшие в умах его учеников, называли сдвигающим горы.
Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам (Мк. 11, 24). Во-вторых, молиться нужно в надежде и ожидании. Общеизвестно, что все, что делается в твердой надежде на успех, имеет во много раз больше шансов. У больного, который, обращаясь к врачу, не верит в действенность прописанного ему лекарства, меньше шансов на выздоровление, чем у того, кто уверен, что врач может вылечить его. Никогда нельзя молиться лишь формально, молитва не должна стать бессодержательным ритуалом.
Третье наставление о молитве звучит так: И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11, 25–26). Речь идет о молитве милосердия. Как пишет святитель Феофан Затворник: «Кто не отпускает грехи другим? Праведник или тот, кто хочет казаться праведным? Последнему ничего не остается, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других нет дела. Не повернется у него язык осудить другого и потребовать от него удовлетворения, когда совесть самого непрестанно обличает и непрестанно грозит праведным судом Божиим».
Молитва ожесточенного человека не может проникнуть сквозь стену его вражды. Бог основывает все на любви, потому что Он и есть любовь. Если же человек кладет в основание своей жизни горечь и враждебность, то он воздвигает стену между собой и Богом. Чтобы получить ответ на свою молитву, такой человек должен вначале попросить Бога очистить его сердце от духа враждебности и вложить в него дух любви. Лишь после этого он может обращаться к Богу, и Бог может ответить ему.
Так, дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос раскрывает для нас с вами основные правила молитвы – это твердость веры, надежда и ожидание просимого, а также чистота сердца без доли осуждения и обиды на кого-либо. И только при исполнении этих божественных правил, наши слова будут всегда услышаны Богом. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)