Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 12 февраля.Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 14 - 19.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

12 февраля.Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 14 - 19.

14. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

(Мф. 5, 14–19)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают о том, в чем состоит наше христианское призвание и что должно находиться в центре нашей христианской жизни.

Господь произносит Свою Нагорную проповедь, в которой говорит ученикам и собравшемуся народу: Вы – свет мира (Мф. 5, 14). И это великие слова, которые обращены ко всякому, кто избирает евангельский путь. Источник света – это Господь Иисус Христос, но поскольку верующие в Него воспринимают этот свет и отражают его в мир, то и они и именуются «светом мира». Таковы апостолы, ученики Христовы и истинные христиане.

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: « Миром опять назвал людей, живущих в мире, – между тем как они покрыты мраком заблуждения. Вы, говорит, избраны для того, чтобы быть для них светом, и чтобы освещать духовные их глаза светом учения и познания, и руководить их по прямому пути Богопочитания».

Призывая своих последователей к совершенству и чистоте жизни, Спаситель добавляет: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). И действительно, многие города Иудеи, как и других стран, были расположены на вершинах гор или холмов так, что могли быть видны издалека. Таким сравнением Господь показывает, что предназначение Его последователей – светить светом Христовым, жить так, чтобы, видя их добрые дела, люди прославляли Бога.

И как зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме(Мф. 5, 15), так и принявший благодать Христову должен быть горящей свечой, стараясь вести жизнь добрую и праведную, дабы свет этот сиял перед людьми. В домах Палестины того времени обычно было только одно небольшое окно, а потому в них было темно. Лампы были похожи на наполненные маслом плошки, в которых плавал фитиль. В то время, когда не было спичек, было не так просто зажечь светильник. Обычно он стоял на подставке. И как свет лампы должен был быть виден всем, так и жизнь человека в мире должна всем ясно показывать, что он – христианин.

Намереваясь показать отношение Своего нового закона к ветхому, Господь предварительно успокаивает ревность иудеев по закону, говоря: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). Спаситель говорит о законе с таким благоговением и почтением, какого не было ни у одного раввина: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18).

Самая маленькая буква, названная в Библии иота , – это знак древнееврейского алфавита « иод». По форме буква эта похожа на апостроф (надстрочный знак). Этим сравнением Спаситель утверждает святость закона: самое малое в законе Божием не останется без исполнения. Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Христос, действительно, пришел на землю для того, чтобы в Нем исполнилось все ветхозаветное Слово Божие, чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу закона и пророков, показать истинный дух и смысл Ветхого Завета. Он дал полное и глубокое понимание всех ветхозаветных заповедей, проповедуя о недостаточности лишь внешнего, формального подчинения закону».

Нужно сказать, что праведность книжников и фарисеев выражалась обычно в показном исполнении мелочных требований и предписаний закона. Они возникли как дополнения к установленным правилам, описанным в Пятикнижии Моисея, и зачастую были неоправданно жестокими по отношению к людям. Господь в Нагорной проповеди раскрывает сам дух закона Божиего, запрещая кому бы то ни было, искажать его: Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19), а значит, будет отвержен и не войдет в Царствие Божие.

Но кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19). Сотворить и научить – значит примером собственной жизни, примером исполнения заповедей Божиих стать для людей путеводным светом.

Наше христианское призвание, дорогие братья и сестры, состоит в том, чтобы стать светом этому миру, отражая Божественную любовь, которая должна выражаться в совершении добрых дел по примеру Христа, Который и является центром нашей с вами жизни. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится