13 февраля.Евангелие от Луки. Глава 17, ст. 3 - 10.
3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.
5. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
7. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8. Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
(Лк. 17, 3–10)
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, мы можем разбить на три основные части. Первая часть повествует о необходимости прощения в христианской жизни. Вторая – о вере как величайшей силе в мире. И третья – об отношениях человека и Бога, сущность которых Спаситель раскрывает в притче о рабе.
Но прежде мы читаем призыв Христа: Наблюдайте за собою (Лк. 17, 3). Эти слова относятся к предыдущему высказыванию, которое не вошло в сегодняшний отрывок. Речь шла о соблазнах, в которые христианин не должен вводить не укрепившихся в вере людей, дабы своим дурным примером не отвернуть их от веры в истинного Бога. Именно после этих слов Господь призывает к прощению как подлинному свидетельству всесовершенной веры.
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,– прости ему (Лк. 17, 3–4). Это поистине удивительные слова, которые абсолютно изменили представление учеников Христовых об отношениях с людьми в этом мире. Дело в том, что у раввинов была поговорка, гласившая, что человек, простивший своего собрата три раза, – совершенный человек. Норма христианина более чем в два раза превышает норму иудейских раввинов, но дело даже не в цифрах.
Как поясняет блаженный Феофилакт: «Слово семь раз в день поставлено здесь вместо слова “многократно”… А что семь раз в день употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (18, 21–22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал: не до семи, но до седмижды семидесяти, обозначая чрез сие бесчисленное множество раз».
Но всякого ли человека необходимо прощать? И тут ответ простой – нет. Только того, кто просит прощения. А что делать, если человек не осознает своей вины и потому, в силу обстоятельств, не мыслит подойти и попросить прощения? И тут Господь мудро увещевает:выговори ему; и если покается, прости ему (Лк. 17, 3).
Греческое слово, употребленное в данном тексте, звучит как «επιτιμεω» [эпитИмо], что означает «выговаривать», «упрекать», «бранить» или «запрещать». В известном смысле в пастырской практике оно употребляется как нравственно-исправительная мера – епитимья. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что слово «выговори» означает глубокую нравственную беседу, направленную на исправление человеком его поступка, а не просто эмоциональное высказывание с криками и угрозами.
Имеет ли связь последующая просьба апостолов с предыдущим высказыванием Спасителя, или же евангелист Лука привычным ему образом собирает воедино важные, по его мнению, слова Христа, ответить сложно. Но на мольбу умножить веру, Господь отвечает ученикам:если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас (Лк. 17, 6). Вспомним, что на востоке любят выражаться по возможности образно. Фраза эта означает, что даже совершенно невозможное может стать возможным, если верить в его осуществление.
Далее Спаситель излагает притчу о рабе, господин которого, не обращая внимания на его усталость после трудов на ниве или пастбище, велит ему приготовить ужин и служить подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его. На это Александр Павлович Лопухин замечает: «Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими. Когда они исполнят свой долг пред Богом, то пусть не рассчитывают на какую-либо награду. Награда, может быть, и будет дана, но они сами в чувстве смирения должны сознавать, что они рабы, ничего не стоящие, т. е., конечно, не стоящие особых наград».
Сегодняшнее евангельское чтение, как мы уже заметили, многогранно и научает нас великим истинам нашей воистину всесильной веры: прощать кающихся, наставляя неведущих на путь осмысления своих поступков и, не претендуя ни на какие награды, воспринимать это как должное. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)