16 февраля.Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 25 - 38.
25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30. ибо видели очи мои спасение Твое,
31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —
35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
(Лк. 2, 25–38)
Сегодня Попразднство Сретения Господня и день памяти праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, о которых идет речь в сегодняшнем евангельском чтении. События, описанные евангелистом Лукой, происходят у Храма Господня, куда Пречистая Дева Мария и Иосиф Обручник приносят Богомладенца Христа для освящения, как того требовал закон.
Самому Господу Иисусу это освящение было не нужно: будучи Богочеловеком, Он Сам освящал мир. А значит, в этом приношении евангелист Лука усматривает иной смысл, который Святая Церковь отразила в наименовании праздника – Сретение, то есть встреча Бога и человечества. Символом всего человечества в данном повествовании явились Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, о которых и пойдет речь в нашей передаче.
Блаженный Феофилакт, так описывает старца Симеона: «Симеон не был священник, но был человеком боголюбивым; он ожидал, что придет Христос, утешитель евреев и освободитель от рабства греховного, а, может быть, и от рабства римлян и Иродова». В иудейском народе, находившемся под оккупацией Рима, теплилась надежда на восстановление независимости. Большинство людей даже верило, что, коль они являются избранным народом, однажды они завладеют всем миром.
Одни верили, что родится новый царь из дома Давидова, который возродит былую славу Израиля; другие же верили, что Сам Бог каким-то сверхъестественным образом вмешается в ход истории. Но наряду со всеми этими группами была и еще одна небольшая группа людей, так называемые «смирные в стране». Они не мечтали о применении силы и о власти; они верили в жизнь в постоянной молитве и спокойном созерцании до тех пор, пока не придет Бог. По всей видимости, Симеон был одним из них; в молитве, в покорной и преданной надежде ожидал он того дня, когда Бог утешит Свой народ.
Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этих словах евангелист Лука указывает на пророческое достоинство Симеона, так как только в пророках пребывал Святой Дух. Этот Дух и внушил Симеону, что он не умрет, пока не увидит Мессию, то есть Помазанника Божия.
Как отмечает Александр Павлович Лопухин: «По преданию, хотя сообщаемому довольно поздним церковным историком XIV века Никифором Каллистом Ксанфопулом, Симеон, бывший в числе 70 переводчиков Ветхого Завета, получил это обещание от Святого Духа в тот момент, когда его постигло сомнение относительно пророчества Исаии о рождении Еммануила от Девы. Хотя, конечно, он не мог быть в числе тех 70 переводчиков, которые переводили Библию с еврейского на греческий язык в 271 г. до Р.X. и к каким причисляет его вышеназванный историк, тем не менее и он мог участвовать в переводе пророческих книг, которые, согласно исследованию ученых, были переведены на греческий язык незадолго до Рождества Христова».
Что же касается Анны Пророчицы, то о ней мы знаем только, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37). Анна была вдовой, она пережила скорбь и горе, но они не ожесточили ее, а, напротив, лишь укрепили ее веру. Ей было восемьдесят четыре года: она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться. Анна не отходила от храма, она проводила свою жизнь в храме Божием с детьми Божиими. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям,ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).
Добрый пример смиренной человеческой жизни в молитве и надежде на Бога, подают нам, дорогие братья и сестры, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, указывая путь созерцания, на котором обязательно происходит встреча с Богом. К этому пути и должна стремиться каждая православная душа. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)