2 марта.Евангелие от Марка. Глава 14, ст. 43 - 72 стих; глава 15, 1.
43. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46. А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50. Тогда, оставив Его, все бежали.
51. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
53. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58. мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59. Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61. Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62. Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64. Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
66. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67. и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
1. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
(Мк. 14, 43 – 15, 1)
Слуги первосвященников Иерусалимского храма арестовали Спасителя, чтобы привести Его на синедрион, состоявший из саддукеев, фарисеев, книжников и уважаемых всеми старейшин под председательством первосвященника, которые искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили (Мк. 14, 55).
Официальным местом заседаний синедриона был зал Гаццит в одном из дворов храма, а действительным считалось лишь то решение синедриона, которое было вынесено там. Нужно отметить, что суд не мог заседать ночью, а также в день великого праздника. Если синедрион выносил смертный приговор, то он мог быть приведен в исполнение лишь после истечения одной ночи, то есть на другой день, чтобы суд имел возможность пересмотреть свое решение и помиловать осужденного.
Из описания евангелиста Марка следует, что синедрион нарушал одну за другой свои же нормы.
Понимая, что уже нет надобности скрывать Свое Мессианское Божественное достоинство, отвечая на вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? (Мк. 14, 61), Господь говорит: Я; и вы у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных(Мк. 14, 62). И это послужило основанием для обвинения: Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? (Мк. 14, 63–64).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Первосвященнику запрещалось раздирать свою одежду (Лев. 10, 6; 21, 10), и таким образом, разорвав свою одежду, Каиафа хотел выразить этим свою особую скорбь, которая даже заставила его забыть это запрещение. Конечно, это было только лицемерие с его стороны, для того, чтобы объявить признание Господом Себя Мессией — богохульством».
Размышляя о событиях, описанных в сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы можем сделать следующий вывод: несмотря на то, что Господь был лишен самой обычной справедливости и унижен грубыми и жестокими издевательствами стражей и слуг синедриона, Он принял Свою участь покорно и с полной преданностью по отношению ко всем желающим ответить на Его любовь. Этим Спаситель направляет и нас на путь обретения истинного смирения и любви! Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)