Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 4 марта.Евангелие от Марка. Глава 15, ст. 22, 25, 33 - 41.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

4 марта.Евангелие от Марка. Глава 15, ст. 22, 25, 33 - 41.

22. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25. Был час третий, и распяли Его.

33. В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35. Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37. Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41. которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

(Мк. 15, 22; 25; 33 – 41)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о распятии Господа. Спасителя привели на место, называемое Голгофа, и там распяли. Это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима, к северо-западу. Еврейское слово «Голгофа» означает «лоб, череп», поэтому и место называлось лобным. По древнейшему еврейскому преданию, под этим холмом был погребен Адам, его-то и символизирует череп, который мы видим под Распятием Иисуса Христа.

Борис Ильич Гладков пишет: «Кресты же в то время делались из бревен или досок; основанием служил прямой столб или доска, которые вкапывались в землю, к верхней части столба или доски приделывалась перекладина, иногда к самому верхнему концу, иногда немного ниже его. Посредине столба укреплялось так называемое седалище, которое служило точкой опоры для распятого».

Кресты бывали различной формы и распинали на них по-разному: иногда пригвождая ко кресту, лежащему на земле, после чего крест поднимали и водружали в земле вертикально; иногда же сперва водружали крест, а потом поднимали осужденного и пригвождали его. Иногда распинали вниз головой (так был распят по собственному желанию святой апостол Петр). Руки и ноги иногда прибивали гвоздями, иногда только привязывали. Тело распятого беспомощно свешивалось в ужасных конвульсиях, все мускулы сводила мучительная судорога. Язвы от гвоздей под тяжестью тела раздирались, казненного томила невыносимая жажда вследствие жара от ран и потери крови. Страдания распятого были невероятно мучительны и длительны: иногда распятые висели на крестах, не умирая, по несколько суток. Именно поэтому такое наказание применялось лишь к самым опасным преступникам и считалось самым ужасным и позорным из всех видов казни. Дабы руки не разорвались преждевременно от ран, под ноги иногда прибивали подставку-перекладину, на которую распинаемый мог встать. На верхнем, оставшемся свободным конце креста, прибивалась поперечная дощечка с написанием вины распятого. Именно на такую смерть люди осудили своего Спасителя!

Сокровенный смысл Крестного страдания раскрывается в восклицании Христа: Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15, 34).

Преподобный Иустин (Попович) так поясняет эти слова: « Вот истинный, настоящий, совершенный человек: Иисус. Вот Он весь без остатка в этом предсмертном вопле и крике: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Грех человеческий Меня со всех сторон окружает, осаждает, атакует и непрестанно бьет, мучит, ударяет, убивает. Где Ты, Господи? Защити меня от этой страшной силы человеческого греха и зла. Каждый из людей, грешный и самый грешный, начиная с Адама, все они во Мне, Я их ношу в себе, Я взял на себя все их грехи. О, как тяжело человеческой природе с грехом! грех – это ее постоянное мучение и умирание. Знаю: человек прежде всего оставляет Тебя, Боже, а потом себя. А оставляет Тебя, как только полюбит грех и пойдет за ним. А Ты, человеколюбивый Господь, не желаешь держать людей силой у Себя и при Себе. Ты дал им свободу, чтобы они Тебя свободно любили или отвергли. Но, Господи, Боже мой, люди даже не подозревают, в какой ад их уведут их грехи, их зло. И теперь вот, Я, человек Иисус, молюсь Тебе за всех них и вместо всех них, и вопию:  Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил

Слушая слова сегодняшнего евангельского чтения мы, дорогие братья и сестры, понимаем, что Спаситель добровольно сошел в бездну человеческого страдания. Если бы Он продолжал жить, учить и исцелять, Он мог бы привлечь внимание и любовь многих, но распятие обращается непосредственно к человеческим сердцам. Не ограничившись лишь простым поучением людей, а приняв за нас смерть, Христос проявил Свою великую к нам любовь и непостижимое уму смирение. И только с понятиями смирение и любовь соединяется понятие свободы. Во Христе осуществляется единение Бога с человеком. И лишь познавая благость Бога и всеми силами стремясь пребывать в Нем и с Ним, человек оказывается способен достичь полноты истинного Царства. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится