Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 19 марта.Евангелие от Марка. Глава 2, ст. 23 - 28; глава 3, ст. 1 - 5.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

19 марта.Евангелие от Марка. Глава 2, ст. 23 - 28; глава 3, ст. 1 - 5.

23. И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25. Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26. как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27. И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28. посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

1. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

(Мк. 2, 23–28; 3, 1–5)

 

На обратном пути в Галилею, в одну из суббот Господь проходил со Своими учениками через засеянные поля. Ученики, чувствуя голод, начали срывать колосья. Если бы они сделали это в обычный день, не было ничего предосудительного и запретного: коль скоро путник не заносил серп на чужую ниву, он мог свободно срывать колосья (Втор. 23, 25). Но в данном случае все происходило в субботу, а суббота была ограждена в буквальном смысле тысячами особых норм и правил: была запрещена всякая работа. Вся работа была разделена на тридцать девять видов, и среди них были четыре: жать, сеять, молотить и приготавливать муку. Своими действиями ученики нарушили практически все эти четыре правила и должны были считаться нарушившими закон.

Нам это может показаться чудовищным, но в глазах раввинов это был смертный грех. Поэтому фарисеи, почти везде и всегда следовавшие за Христом, отслеживая каждый Его шаг и придираясь ко всякому нарушению их обычаев и преданий, тотчас же заметили:смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? (Мк. 2, 24).

Иисус в ответ на это обличение процитировал событие из Ветхого Завета, изложенное в 21-й главе Первой книги Царств и повествующее о том, как Давид и его спутники, гонимые Саулом, пришли в Номву к священнику Ахимелеху и просили у него хлеба для утоления голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хле́бы предложения. Хле́бами предложения назывались двенадцать хле́бов, которые клались каждую субботу на особом столе из массивного золота сначала в скинии, а после в Храме «пред Господом от сынов Израилевых» (Лев. 24, 5–9). Эти хлебы как бы предлагались Богу, перед Которым были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их заменяли новыми хле́бами, а снятые должны были есть священники на том святом месте, где они были положены (Лев. 24, 9).

Борис Ильич Гладков замечает: «Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, – если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, – то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи».

Как видно, все внимание фарисеев было направлено на одни только жертвы и установленные преданием обычаи. Фарисеи перестали понимать, что суббота дана человеку для достижения высших нравственных целей, для проявления своей любви к ближним, для совершения добрых дел.

Спаситель снова приходит в синагогу, где, по обыкновению, учит в субботний день, а книжники и фарисеи пришли наблюдать, не исцелит ли Он кого-то, чтобы обвинить Его в нарушении субботы. Господь, желая показать фарисеям, что дела милосердия гораздо важнее, чем соблюдение закона о субботнем покое, приказывает человеку, имеющему иссохшую руку, стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его, и задает фарисеям вопрос: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?(Мк. 3, 4). Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости и, чтобы доказать фарисеям, что до́лжно творить добро в субботу, тотчас же всенародно исцеляет сухорукого одним Своим словом. Тем самым Спаситель обозначает важный принцип: независимо от правил и установлений, сделавший доброе дело в субботу поступает правильно.

Евангельское чтение призывает нас сегодня задуматься о следующем: можно, оказывается, усердно читать Священное Писание, знать его наизусть, но не понимать его истинного смысла. Нам же, дорогие братья и сестры, остается помнить, что добрые поступки, проявление милосердной и сострадательной любви и служение ближнему превыше всего. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится