26 апреля.Евангелия от Матфея. Глава 25, ст. 1 - 13.
Сегодня Великий Вторник. В этот день Святая Церковь предлагает для нашего назидания отрывки из Евангелия от Матфея: глава 24, стихи 36–51; глава 25, стихи 1–46; глава 26, стихи 1–2.
Текст сегодняшнего евангельского чтения очень пространный и содержит поучения Христа о Царстве Божием. Одно из этих поучений изложено в притче о десяти девах, которую и предлагаю прочитать в русском Синодальном переводе:
1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Мф. 25, 1–13)
Господь не раз говорил Своим ученикам о внезапности Своего Второго Пришествия, предостерегая их от беспечности и чрезмерного увлечения житейскими благами и заботами. Христос наставляет бодрствовать духом и быть готовыми ко встрече с Ним во всякое время с чистым сердцем. Для большей убедительности Своих слов Он приводит в пример несколько притч из обыденной жизни.
Одной из них является притча о десяти девах, в которой ожидание Второго Пришествия Христова и открытие Царства Небесного сравнивается с обычным у иудеев ожиданием жениха, приходящего за невестой в дом ее родителей: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху (Мф. 25, 1). Свадьба была большим событием в любой палестинской деревне. Жениха встречали очень торжественно и выходили к нему навстречу со светильниками в руках, а так как жених мог опоздать, то встречавшие должны были иметь в отдельных сосудах запасное масло на тот случай, если налитое в светильники сгорит до его прихода.
Спаситель обращает внимание на то, что из десяти дев, вышедших навстречу жениху, пятьбыло мудрых и пять неразумных (Мф. 25, 2). Неразумные, то есть малорассудительные, не учли возможности чуть более длительного ожидания жениха и понадеялись, что налитого ими в светильники масла будет достаточно. И поэтому, взяв светильники свои, не взяли с собою масла (Мф. 25, 3). Другие пятеро дев оказались предусмотрительными и, учитывая возможность такого обстоятельства, а также действительно желая встретить жениха с горящими светильниками, как и подобает, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих (Мф. 25, 4).
Под неразумными девами понимаются беспечные, не имеющие добродетелей люди, только называющие себя христианами. Мудрые девы являются образом истинных христиан, всегда готовых встретить Господа, имеющих при своей чистой и искренней вере и добрые дела. Именно под маслом, как отмечает Александр Павлович Лопухин, «здесь подразумеваются вообще все добродетели, делающие человека достойным участия в пиру Царства Небесного, преимущественно же те, которые противоположны глупости, небрежности, легкомыслию и беспечности глупых дев».
Все десять дев долго ожидали жениха с зажженными светильниками и наконец уснули, а светильники, поставленные тут же наготове, продолжали гореть. И вот в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему (Мф. 25, 6). Тогда проснулись девы и бросились к своим светильникам, начали поправлять их и заметили, что налитое в них масло уже сгорело. Заботливые, или, как назвал их Спаситель, мудрые, девы стали поспешно наливать в светильники запасное масло, а беспечные, видя, что их светильники гаснут, стали просить масла у мудрых, но те отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе (Мф. 25, 9). И этот ответ предусмотрительных дев благоразумен, ведь никто не может помочь другому собственной добродетелью.
Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Они отвечают так не вследствие скупости, а из боязни. Действительно, ведь каждый получит награду по делам своим, и в день Суда добродетели одних не могут превысить пороков других. Это масло продается и покупается дорогой ценой и приобретается великим трудом, – под этим мы разумеем все милостыни, добродетели и советы учителей». И действительно, есть такие вещи, которые мы не можем занять у других. И как неразумные девы не смогли получить в долг масла, когда оно им срочно потребовалось, так и человек не может все время жить за счет духовного капитала, накопленного другими.
Пока же неразумные девы ходили покупать масло, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились (Мф. 25, 10). И когда начался пир, возвратились неразумные девы и стали стучаться в дверь, прося жениха, чтобы впустил их. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25, 12). В этих словах содержится предупреждение о том, что некоторые вещи нельзя делать в последнюю минуту. Если человек столь долго занимается разными делами, у него попросту может не хватить времени, чтобы подготовиться к встрече с Богом.
Интересно также отметить, что указанная притча имеет и еще одно значение: иносказательным образом здесь говорится о неподготовленности иудеев к встрече со Спасителем. Вся их история должна была стать подготовкой к пришествию Сына Божьего: будучи богоизбранным народом, они должны были оказаться готовыми к Его Пришествию. Но, напротив, оказались совсем неподготовленными, а потому остались за порогом торжества Сына Божия.
Указывая на необходимость постоянной готовности ко встрече с Ним, Христос призывает:Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13). А для того чтобы быть готовым, нужно вести добродетельную жизнь.
Борис Ильич Гладков пишет: «Из этой притчи видно, что недостаточно выражать на словах готовность исполнять заповеди Христовы, называться христианином и ожидать Пришествия Его: надо еще позаботиться о том, чтобы было с чем встретить Его. Недостаточно верить во Христа; надо еще исполнять заповеди Его, а воля Отца Небесного, чтобы мы любили ближних, всех безразлично, друзей и врагов, и самоотверженно трудились на благо им. Вот эти-то добрые дела и составляют тот запас, без которого нельзя идти навстречу Христу; недостаточно одного светильника веры: без добрых дел он угаснет и некуда будет тогда пойти для совершения добрых дел; тогда поздно будет думать об этом, да и бесполезно, так как двери Царства Небесного закроются и стоящие перед ними с угасшими светильниками услышат голос Христа: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25, 12)».
Таким образом, дорогие братья и сестры, Христос научает каждого из нас быть на страже своей жизни и пребывать в духовном бодрствовании. Нам следует готовить себя к встрече с Богом, а значит постоянно заботиться об исполнении Его воли, наполняя себя благодатью добрых дел, с которыми можно было бы безбоязненно встретить Господа нашего Иисуса Христа при Втором Его Пришествии. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)