27 апреля.Евангелие от Матфея. Глава 26, ст. 6 - 16.
6. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7. приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9. Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11. ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12. возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13. истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
16. и с того времени он искал удобного случая предать Его.
(Мф. 26, 6–16)
Событие, описанное евангелистом Матфеем, предшествует предательству Иисуса Христа Иудой Искариотским. Господь вместе с учениками приходит в дом Симона прокаженного, где некая женщина изливает на Него благовонное нардовое миро. Описание похожего события мы встречаем и в Евангелии от Луки, но там речь идет о Симоне-фарисее. Многие толкователи Священного Писания указывают, что это были абсолютно разные люди и два разных случая излияния благовонного масла на Спасителя.
Что касается Симона прокаженного, то византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: «Евангелисты для отличия от фарисея дали ему прозвание от проказы, желая вместе с тем показать, что Спаситель не гнушался его телесной нечистотой ради чистоты его души».
Итак, когда Спаситель находился в доме Симона прокаженного, то приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф. 26, 7). Алавастр представлял собой род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него изготовляли разные вазы и сосуды для хранения ароматических веществ. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов.
Именно такое дорогостоящее ароматное масло возлила на голову Спасителя некая женщина. Но, не зная мыслей и чувств ее глубочайшего благоговения, ученики вознегодовали. Они помнили, что их Учитель не терпел роскоши и выше всего ставил дела милосердия и благотворения. И потому они сказали: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим (Мф. 26, 8–9).
Недовольство окружающих объяснялось просто: такой сосуд благовонного масла стоил триста динариев, а динарий составлял дневную заработную плату наемного рабочего. Простой человек должен был работать почти год только на то, чтобы купить такой сосуд благовонного масла. Ученикам это показалось безрассудным расточительством, ведь деньги можно было бы отдать бедным. Но Господь, понимая, что поступок этой женщины происходил от теплой веры и сердечного сокрушения, быстро прервал ропот учеников и потребовал не смущать бедную женщину.
Борис Ильич Гладков пишет: «Оставьте ее, – сказал им Иисус, – зачем смущаете ее такими разговорами? Зачем стараетесь внушить ей, что она поступила дурно? Она доброе дело сделала для Меня. Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть. И эта женщина, как бы прощаясь со Мной, сделала все, что могла: она помазала тело Мое к предстоящему погребению Моему. И это доброе дело ее будет известно в целом мире: везде, где будет проповедано обо Мне, будет сказано о ней».
И действительно, мы видим, что повествование об этом не только записано в Евангелии, но и включено в наше богослужение: в последовании Великой Среды Страстной седмицы Церковь прославляет поступок этой женщины, как бы проводя по контрасту параллель между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.
Поступок этой женщины, дорогие братья и сестры, учит нас тому, что настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно отдать, чтобы это казалось правильным. Дающий от любви даже все, что у него есть, понимает, что этого недостаточно и дар этот слишком мал. И если мы постараемся приносить Господу благоухание такой всецелой любви, полной самопожертвования, то Спаситель помилует нас и приведет к Жизни Вечной, отворяя для нас двери Царствия Небесного. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)