Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 28 апреля.Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 3 - 17.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

28 апреля.Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 3 - 17.

 

Великий Четверг. В этот день Святая Церковь предлагает для нашего назидания составное евангельское чтение, куда входят: отрывок из Евангелия от Матфея, глава 26, стихи 1–20, отрывок из Евангелия от Иоанна, глава 13, стихи 3–17, отрывок из Евангелия от Матфея, глава 26, стихи 21–39, отрывок из Евангелия от Луки, глава 22, 43–45, отрывок из Евангелия от Матфея, с главы 26, стиха 40 по главу 27, стих 2.

В этот день мы вспоминаем установление таинства Евхаристии во время Тайной Вечери. А открывалась эта новозаветная вечеря омовением ног. Поэтому в этот день за архиерейским богослужением также совершается этот чин, по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам-апостолам. Именно этому и посвящена наша передача, а описание указанного события мы встречаем в Евангелии от Иоанна.

3. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

4. встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

5. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

6. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

7. Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

8. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

9. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

10. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

11. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

(Ин. 13, 3–17)

 

По пришествии в Иерусалим и наступлении вечера Христос и двенадцать апостолов направились в тот дом, где для них была приготовлена пасха. По восточному обычаю, слуги или рабы домохозяина омывали запыленные ноги гостей при входе в дом: дороги Палестины были немощеными и грязными. В сухую погоду несколько сантиметров пыли лежало на их поверхности, а в дождь вся эта пыль превращалась в жидкую грязь. Обувь, которую обычно носили люди, была легкой, открытой: это были, как правило, просто подошвы, притянутые к ноге парой узких ремней, то есть самый примитивный вид сандалий. Такая обувь плохо защищала от пыли и грязи дорог, а потому перед каждым домом можно было найти сосуд с водою и слугу с тазиком и полотенцем, готового умыть ноги гостям.

В тот памятный вечер в малом обществе Господа не было слуг, очевидно, потому, что Он желал Сам показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался (Ин. 13, 3–4).

Бог Отец предоставил Сыну возможность употребить все средства, какие Он найдет полезными, для спасения людей. Именно в этом заключалась причина того, почему Спаситель совершил столь необычное, несходное с человеческими понятиями, дело, а именно: влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин. 13, 5). Это было безмолвное, но наглядное наставление Учителя Своим ученикам — завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим.

Византийский богослов XII века Евфимий (Зигабен) поясняет: «Итак, евангелист говорит, что, хотя Иисус Христос знал, что Он Вседержитель, что Он Сын Божий, что Он имеет такую же власть, как и достоинство, однако сошел на самую низшую ступень уничижения, показывая этим, с одной стороны, Свою любовь к ученикам, с другой стороны, научая их смиренномудрию».

Петр был поражен действиями Господа, считая их несообразными Божественному величию Спасителя, а потому сказал: не умоешь ног моих вовек (Ин. 13, 8). В ответ на эти слова Господь заметил: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13, 8). Иными словами, если Петр будет до конца упорствовать в своем непослушании и будет свой разум ставить на место ума Христова, то не будет иметь части с Ним, то есть будет отлучен от общения со Христом.

Глубоко уважая Своего Божественного Учителя и горя любовью к Нему, Петр выражает готовность повиноваться Господу даже больше, чем другие, которым умываются только ноги, и произносит: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову (Ин. 13, 9).

В Своем ответе Петру Господь замечает: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все (Ин. 13, 10). Борис Ильич Гладков пишет: «В применении к Апостолам и вообще последователям Христа это изречение означает, что искренно покаявшийся и отставший от греховной жизни не должен успокаивать себя тем, что уже переродился и, так сказать, омылся от грехов своих: освободясь от прежних грехов, он остался все-таки грехоспособным и, если не совершает тяжких грехов, все же мелкие грехи грязнят душу его, как пыль его босые ноги; и как омытому не избежать постоянного омовения ног, так и отставшему от греховной жизни нельзя обойтись без постоянного покаяния в ежедневно совершаемых грехах».

Этими словами Господь также давал понять, что Ему хорошо был известен замысел предателя, а потому и сказал: не все вы чисты (Ин. 13, 11). Но посредством этих слов Христос также обращался и к совести Иуды, давая ему время одуматься. Омывая ноги Своим апостолам, Господь не отвернулся и от Иуды, который в то время уже был заодно с врагами Христа и, следовательно, сам был врагом. Заповедуя Своим последователям любить врагов и благо творить ненавидящим, и желая довести Иуду до раскаяния и тем сотворить ему добро, спасти его, Господь наклоняется и перед ним, и смиренно омывает его ноги.

Окончив омовение ног учеников, Господь сказал: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 14–15). Этими словами Он призвал апостолов к тому, чтобы и они с любовью служили друг другу, не считая унизительным для себя никакого труда, не гордясь и не превозносясь друг перед другом.

Александр Павлович Лопухин отмечает: «Разъясняя ближайший смысл омовения ног, Господь говорит, что Он этим дал пример того, как Его последователи должны поступать в отношении друг к другу. Это повеление, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, КАК они должны, с КАКИМИ мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос».

Господь пришел в этот мир ради служения людям. Указывая и нам с вами, дорогие братья и сестры, путь ко спасению, Христос Своим примером учит нас тому, насколько необходимы смирение, кротость и желание служить людям для вступления в Царство Божие. Для достижения истинной славы у Бога христианину необходимо иметь глубокое смирение и терпеливо, с усердием служить всякому человеку, ставя целью всей своей жизни спасение своей души и способствуя в этом другим. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится