Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 мая.Евангелие от Луки. Глава 24, ст. 12 - 35.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 мая.Евангелие от Луки. Глава 24, ст. 12 - 35.

12. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;

14. и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18. Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19. И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

20. как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба

23. и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27. И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33. И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,

34. которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

(Лк. 24, 12–35)

 

О путешествии двоих учеников Господа в Эммаус в день Воскресения Христова и явлении им воскресшего Христа повествует один евангелист Лука, бывший, по преданию, одним из этих учеников. Другим учеником был Клеопа. Они направлялись в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус (Лк. 24, 13), то есть примерно в 11–13 километрах от Иерусалима к западу по дороге в Иоппию. Они шли, рассуждая между собой обо всех печальных событиях, связанных с последними днями земной жизни Спасителя, которые тяжестью легли на их души, а также о событиях этого дня, то есть дня Воскресения Христова.

На этом пути Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, направляющегося той же дорогой, но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24, 16). Вероятно, э то было особым чудесным Божиим действием, и глаза учеников были удержаны , потому что Христос явился им в новом виде. Он уже пребывал в Царстве Отца Небесного, ведь после Воскресения Его жизнь принадлежала Царству Небесному целиком, а в мире непреображенном Его было видно лишь тем и настолько, кто и насколько мог воспринимать реальность Царства Божия, входящего в мир. Ученики же еще не были по-настоящему готовы к такому восприятию.

Господь, давая ученикам возможность высказать все свои недоумения, чтобы потом разрешить их, спрашивает, о чем они так горячо рассуждают и в чем причина их печали. В ответ они, конечно, удивляются и Клеопа вопрошает: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? (Лк. 24, 18). Рассказывая Христу о своих несбывшихся надеждах на Мессию, ученики замечают: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло (Лк. 24, 21). И в этих словах отражается надежда на Христа как на Мессию-Царя, восстановителя политического могущества Израиля.

Блаженный Феофилакт пишет: «Что значат слова: избавить Израиля? Мы говорили некогда, что народ иудейский и прочие ожидали во Христе спасителя и избавителя от угнетавших их зол и от ига римского рабства и надеялись, что Он воцарится на земле. Поэтому и говорят: мы надеялись, что Он и Израиля избавит от язычников-римлян, а вот Он и Сам не избежал несправедливого над Ним приговора».

Впрочем, они сами еще не знают, что думать обо всем произошедшем, что и подтверждают их слова: Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив (Лк. 24, 22–23). Конечно, это ставит их в затруднение, а потому они и не знают, что обо всем этом думать. Реакция апостолов вполне объяснима, если допустить, что о Царстве Небесном они на тот момент знали больше понаслышке, чем по собственному опыту. Иначе и быть не могло, ведь полнота Царства Божия откроется апостолам лишь в день Сошествия на них Святого Духа.

Тогда Господь, не открываясь им полностью, начинает Свою речь, давая понять, что причина неопределенности их духовного состояния находится в них самих: это неосмысленность и медлительности их сердец. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24, 26), – говорит Господь, объясняя ученикам, что все произошло в полном соответствии с ветхозаветными пророчествами о Мессии, что именно через страдания Христу и надлежало войти в Славу Своего духовного, а не земного Царства.

С большим вниманием и внутренним горением сердец ученики слушали Его разъяснения и, конечно, не заметили, как приблизились уже к тому селению, в которое шли. Христос всем Своим видом показал, что хочет идти далее, но они удерживали Его, просив остаться с ними. Господь остался, и, когда пришло время вечерней трапезы, Он, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк. 24, 30). Видимо, это характерное для их Учителя действие и послужило поводом к тому, что открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24, 31).

Почему Господь дал узнать Себя только теперь? Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Цель Его явления была — объяснить ученикам, как сбылись на Нем все ветхозаветные пророческие писания. Порывистая радость, которая, несомненно, овладела бы ими, если бы они сразу узнали Его, могла бы только помешать спокойному размышлению об истине Его воскресения и убеждению в его действительности. А так Господь постепенно привел их к глубокому убеждению в этой истине, заставив, по их собственному признанию, гореть сердца их, и напоследок открылся им, воспламенив их, таким образом, горячей верой, уже недоступной никаким сомнениям и искушениям».

После того, как ученики узнали Господа, Он стал невидим для них (Лк. 24, 31). Тогда они тотчас же поспешили в Иерусалим, радостно совершая этот длинный путь, чтобы скорее сообщить другим апостолам, что воистину воскрес Христос.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что только тогда благовестие о победе Христовой над смертью до конца становится нашим, когда мы сознаем эту радость так глубоко, что не можем удерживать ее лишь для себя и приносим другим людям. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится