Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 5 мая. Евангелие от Иоанна. Глава 3, ст. 1 - 15.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

5 мая. Евангелие от Иоанна. Глава 3, ст. 1 - 15.

1. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10. Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11. Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Ин. 3, 1–15)

 

Чудо, совершенное Господом на браке в Кане Галилейской, и изгнание торговцев из Храма в Иерусалиме произвели на иудеев настолько сильное впечатление, что один из иудейских начальников, фарисей по имени Никодим, пришел ко Спасителю, желая услышать Его учение.

Никодим обратился ко Христу со словами : Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3, 2). Дело в том, что фарисеи считали себя совершенно отличными от всех остальных людей. Мессия же, по их мнению, должен был освободить всех иудеев от чужеземного ига и создать всемирное царство, в котором они заняли бы господствующее положение. Никодим, разделявший, очевидно, эти общие для фарисеев воззрения, в глубине души, возможно, чувствовал их ложность, а потому и пришел ко Спасителю, о замечательной личности Которого распространилось так много слухов.

Зная все это и желая направить Никодима на путь истины, Христос начал Свою беседу с ним словами : истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3, 3). В русском языке смысл греческого слова «анофен» полностью передается выражением «родиться свыше», то есть измениться так основательно, что это будет равнозначно новому рождению или полному перерождению, которое происходит по благодати Божией. Таким образом, Христос говорил Никодиму о том, что единственным условием для вхождения в Царство Божие является рождение свыше, то есть с небес, или от Бога, что подразумевает изменение внутренней духовной жизни и является новым рождением.

Понимая слова Господа буквально, Никодим спросил: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3, 4). Так как фарисеи представляли себе Царство Мессии царством физическим, земным, то нет ничего удивительного в том, что Никодим подумал, что для входа в Царство Божие необходимо вторичное плотское рождение.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Никодим не понял, каким образом человек может родиться для новой жизни, и Христос указывает ему два фактора, под действием которых это новое рождение возможно. Это, во-первых, вода, которая в Иоанновом крещении служила символом очищения от грехов. Никодиму нужно креститься сначала Иоанновым крещением и исповедать со всей искренностью свои грехи. Это и будет для него первым шагом к возрождению. Затем он должен получить Духа Святого – это уже со временем даровано будет ему от Бога».

Подводя итог сказанному, Спаситель замечает: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 6). Плоть – то, что принадлежит сотворенному миру. В результате обычного физического рождения рождается такая же слабая и смертная плоть. Но Дух – свыше, Он от Бога. Именно Он преображает плоть, даруя ей силу и свободу и переводя ее из земного существования в высший миропорядок, из смертного в вечное. А, значит, тот, кто принял возрождение от Духа, сам вступил в духовную жизнь, став Божиим чадом и гражданином Небесного Царства.

Видя, что Никодим все же не понимает до конца значения Его слов, Господь объясняет, в чем именно состоит рождение от Духа, сравнивая способ этого рождения с ветром: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3, 8). Дело в том, что еврейское слово «ру́ах» и греческое слово «пне́вма» имеют два значения: «ветер» и «дух». Человек слышит шум ветра, но не видит и не знает, откуда он приходит и куда несется, поскольку движение воздушных потоков ничуть не зависит от нашей воли. Подобно этому и действие возрождающего нас Духа Божия – очевидно и ощутимо, но таинственно и необъяснимо. Не зная, как именно действует Дух, человек видит Его преображающее воздействие на примере собственной жизни или жизни других людей.

И чтобы окончательно рассеять все ложные понятия фарисеев о Царстве Мессии, Господь открывает Никодиму тайну Своего искупительного подвига: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14–15). Христос не говорит о распятии прямо, но приводит в пример воздвигнутое Моисеем изображение змея, показывая, что древнее родственно новому и служит образом последнего.

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: «Некогда в пустыне змеи укусом истребляли израильтян. Поэтому Бог повелел Моисею сделать медного змея и выставить его на дереве, чтобы ужаленные взирали на него и оставались живы. Медный змей служил прообразом твердого и недоступного для греха тела Иисуса Христа. Этот змей, не имеющий яда, поднятый на дерево и дающий жизнь ужаленным змеями и взирающим на него служил прообразом Иисуса Христа, не имеющего яда греха, Поднятого на дерево Креста, Дарующего вечную жизнь ужаленным духовными змеями и взирающим на Него с верою. Как Моисей поднял вверх змея, чтобы взирающие на него сохраняли жизнь, так и Иисус Христос был поднят, чтобы взирающие на Него или верующие имели вечную жизнь».

Господь наш Иисус Христос был вознесен дважды: на крест и во славу, и оба эти вознесения тесно и неразрывно связаны, потому что одно не могло иметь места без другого. Ведь Крест для Господа явился одновременно и моментом Его прославления. Говоря о вечной жизни, Спаситель подразумевает истинную жизнь с Богом в новом веке, которая обретается через веру в Того, Кто будет распят и прославлен на кресте.

И только обретая такую веру, дорогие братья и сестры, человек видит красоту и правду Божию не в людской мудрости, а в Божией любви. Таким образом, вся жизнь человека меняется: перед ним отворяются двери Небесного Царства. Ведь спасение – это не награда от Бога за праведные дела, но состояние души, в котором человек, соединившись с Богом еще в земной жизни, во всей полноте соединяется с Ним в вечности. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится