8 мая. Евангелие от Иоанна. Глава 20, ст. 19 - 31.
19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
(Ин. 20, 19–31)
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, что означает «вместо Пасхи», но это вовсе не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение. В этот день, дорогие братья и сестры, Святая Церковь воспоминает чудо уверения апостолы Фомы, чему и посвящены строки сегодняшнего евангельского чтения.
Вечером того же самого дня, когда ушел Фома, а остальные апостолы, опасаясь преследований со стороны врагов Господа, заперли двери, вдруг пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин. 20, 19). Для уверения учеников в том, что это именно Он, Господь показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин. 20, 20), дабы они могли убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его.
Борис Ильич Гладков пишет: «Богу угодно было, чтобы Апостолы постепенно дошли до сознательной веры в Иисуса Христа как Сына Божия; им надлежало идти в мир и проповедовать Его учение, и они должны были обладать для этого верой, не допускающей никаких сомнений, и веру эту должен был принять от них и их последователей весь мир. Да, им нужна была такая сознательная вера, вера не только сердцем, но и рассудком, до какой они дошли через свое прежнее неверие и постоянные сомнения».
Евангелист Иоанн добавляет, что затем Господь через видимый знак, то есть дуновение, преподал ученикам благодать Святого Духа, сказав: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). Конечно, полное излияние всех даров Святого Духа на апостолов свершилось в день Пятидесятницы; но, очевидно, еще до этого дня апостолам были необходимы такие дары Святого Духа, которые укрепили бы их в несомненной и твердой вере в истину воскресения Христова, а в особенности для того, чтобы породить в апостолах веру в то, что они поставлены Господом на великое служение делу Благовестия во всем мире: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21).
Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении Господа всем ученикам среди них не было апостола Фомы. И вот, встретив других учеников и услышав от них известие о том, что они видели Господа, Фома заявил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что через неделю Господь снова является апостолам, среди которых на этот раз был и Фома, «для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился бо́льшим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время». Одно только знание Господом сомнений Фомы настолько поразило апостола, что он, исповедуя веру в Воскресение Христово и в Божество Спасителя, воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).
Однако эта вера все же имела своим основанием чувственное удостоверение, а потому Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на будущие времена открывает высший путь к вере: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).
И действительно, дорогие братья и сестры, самое главное в стяжании веры – это чистота человеческого сердца. Мы познаем присутствие Божие не только внешними чувствами, но более смиренным сердцем, наполненным доверием к Богу. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)