Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 9 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 2, ст. 1 - 11.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

9 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 2, ст. 1 - 11.

1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.

5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха

10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

(Ин. 2, 1–11)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о первом чуде, которое сотворил Господь перед Своими учениками, дабы явить себя как Божественного Посланника. И этим чудом стало превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской.

Свадьба на Востоке считалась самым радостным и знаменательным событием. Свадебные празднества обычно продолжались несколько дней. Все дела и некоторые субботние ограничения на это время отменялись. Сама брачная церемония происходила поздно вечером по окончании пира, после чего брачную пару провожали в новый дом. Молодожены не отправлялись в свадебное путешествие, но оставались дома и в течение недели принимали всех гостей. В жизни, полной нужды и тяжелой работы, эта неделя была очень важным моментом.

Христос был приглашен как знакомый, а Его ученики, как пришедшие с Ним, были приглашены по обычаю гостеприимства. Здесь же находилась и Пресвятая Богородица. Вероятно, Она знала кого-то из вступавших в брак, либо семья жениха или невесты приходилась Ей родственной.

И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них (Ин. 2, 3). Проявление гостеприимства на Востоке было долгом. Вино же было важным элементом иудейского праздника. Отсутствие еды или питья на свадебном пиру оказалось бы чрезвычайно унизительным для жениха и невесты. Понимая, что это может испортить радость семейного торжества, Пресвятая Дева обратилась за помощью к Сыну.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Христос говорит только, что еще не пришел час совершить чудо. Отсюда видно, что Он хотел исполнить просьбу Матери, но только в тот момент, какой указан Ему Его Отцом Небесным. И Сама Пресвятая Дева в таком именно смысле поняла слова Христа, как это видно из того, что Она сказала слугам, чтобы те исполнили все, что Он им прикажет».

По иудейскому обычаю полагалось омывать ноги при входе в дом и руки перед едой, а потому для свадебной трапезы вода была заготовлена в большом количестве, а именно: шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Ин. 2, 6). Мера – это перевод древнееврейского слова «бат». Бат был равен приблизительно 40 литрам, и, следовательно, каждый из этих кувшинов вмещал примерно 100–120 литров.

Когда же сосуды были наполнены водою, Христос превратил ее в вино. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что Христос не произвел вина без воды « опять по той же причине и для того, чтобы сами черпавшие воду были свидетелями чуда и чтобы оно нисколько не показалось призраком. Если бы кто-либо стал бесстыдно отвергать это, то слуги могли бы сказать: мы сами черпали воду».

Когда же распорядитель пира, который обычно выбирался из почетных гостей или из старых доверенных слуг, отведал вина, то сказал жениху: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 10). И эти слова служат ключом к пониманию не только этого отрывка, но и всего Евангелия: Христос принес с собой новый миропорядок, сменивший старый, несовершенный. Евангелист желает, чтобы мы увидели не превращение воды в вино, а изменение всей жизни человека, когда в нее приходит Христос. И действительно, Господь пришел в этот мир устранить все несовершенства закона и обратить их в совершенство благодати, которая стала безграничной.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует всегда помнить, что благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям, ведь Царство Божие всегда рядом и входит в жизнь каждого, кто готов Его принять. Наша готовность принять Царствие Небесное и войти в Него определяется стремлением к общению с Богом, доверием Христу, исполнением Его мудрых повелений и заповедей, оставленных нам в Святом Евангелии. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится