11 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 5, ст. 17 - 24.
17. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
19. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23. дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Ин. 5, 17–24)
После исцеления расслабленного в субботу враждебно относящиеся ко Господу иудеи, под которыми евангелист Иоанн обычно подразумевает фарисеев, саддукеев и иудейских старейшин, приступили ко Христу с замыслом убить Его за нарушение субботы. По-видимому, они подразумевали слова из Священных Книг Моисея о почитании субботы:
… а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих (Исх. 20, 10).
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2).
Александр Павлович Лопухин пишет: « Суббота Божия стала для Бога успокоением только от дел творения, а заниматься делом промышления о сотворенном мире Бог не переставал никогда. А отсюда следовало, что и тот покой, который, по требованию закона Моисеева, евреи должны были сохранять в субботу, состоял вовсе не в полном прекращении всякой деятельности, а только в некоторой перемене обычных занятий человека на другие, которые вовсе не представляют для человека чего-нибудь трудного, а скорее содействуют обновлению его сил».
K таким делам, не входящим в круг обычных дел, Христос и относит совершенное Им в субботу исцеление. А, значит, Его несправедливо обвиняют в нарушении заповеди Божией. Свое право совершать дела в субботу Спаситель обосновывает утверждением: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). Христос является единосущным Сыном Божиим, а потому, как имеющий одну природу с Богом, и поступает так же свободно, как Бог.
Правильно понимая слова Господа о Его равенстве с Богом Отцом, иудеи начинают еще более обвинять Христа, желая предать Его смерти за нарушение субботы и за то, что Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5, 18). В ответ Спаситель раскрывает им учение о единстве действий Отца и Сына на примере обычных представлений о сыне, подражающем отцу, и об отце, любящем сына и обучающего его своим делам: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5, 19). Сын, подобно Отцу, может не только исцелить расслабленного, но и воскресить умерших: Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5, 21).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Сначала здесь идет речь о духовном воскресении, о пробуждении духовно мертвых к истинной, святой жизни в Боге, а затем и об общем телесном воскресении, и оба эти воскресения находятся в тесной внутренней связи между собой. Восприятие человеком истинной жизни, жизни духовной, есть начало его торжества над смертью».
С духовным воскрешением Господь соединяет и другое Свое великое дело — судить: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). И здесь, прежде всего, говорится о нравственном суде в настоящей жизни, который приведет к последнему всеобщему Страшному Суду. Христос явился как Жизнь и Свет в духовно мертвый и погруженный в духовную тьму мир. Те, кто уверовали в Него, воскресли к новой жизни и сами стали светом. Те же, кто отвергли Его, остались во тьме. Таким образом, участь людей находится во всецелой власти Сына Божиего, и вот поэтому надлежит чтить Его так же, как и Отца.
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что чтить Господа означает не только слушать слово Божие, но и слушаться, то есть веровать во Христа, посланного Отцом Небесным, с любовью исполняя Его волю. И только так на земле открывается Царствие Божие – переход от смерти к вечной жизни, переход к Богу Отцу во Христе и со Христом. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)