12 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 5, ст. 24 - 30.
24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
(Ин. 5, 24–30)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, посвящены продолжению речи Спасителя, обращенной к иудеям. Слова Христа, приведенные евангелистом Иоанном, содержат дальнейшее откровение о власти, которую Отец отдал Сыну, и упоминание о суде, ожидающем всех людей.
Вера в Спасителя как Сына Божия и повиновение Его словам есть главное условие для восприятия истинной жизни, которая является залогом телесного блаженного бессмертия, а потому Христос указывает: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). То есть верующий в Бога, Пославшего Христа, и исполняющий Его волю, прямо переходит к единению с Богом, к духовному воскресению, а, значит, не подлежит уже осуждению и наследует вечную жизнь.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). В этих словах Спасителя речь идет о духовном оживлении в результате Его проповеди, так как Сын есть источник жизни, заимствованной Им от Отца. Борис Ильич Гладков пишет: «Время это наступает, да оно уже и настало: бывшие до сих пор мертвыми духовно слышат голос Сына Божия, слышат Его учение и, приняв это учение, нравственно оживут, духовно воскреснут к новой жизни, ибо Сын есть источник жизни, как и Отец. К такому именно пониманию слов Господа об оживлении мертвых приводит нас выражение Его, что время для такого оживления (возрождения) настало уже, настало с тех пор, как люди услышали проповедь Самого Сына Божия».
Чтобы показать, что в обещании воскрешать мертвых нет и следа какого-либо самопревозношения, Христос говорит, что Отец дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин. 5, 27). То есть Господу принадлежит и власть суда, потому что для этого Он и стал Человеком, будучи по естеству Сыном Божиим. И эта власть Сына Божия как Судии завершится в конце концов всеобщим воскресением и праведным возмездием: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5, 28).
Но, чтобы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, Христос добавляет:изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения(Ин. 5, 29). Только тогда вера и бывает истинной, когда сопровождается делами. Святитель Феофан Затворник пишет: «И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие – дела мертвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию… Мертвые дела – все, которые хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении».
И дабы некоторые, видя Его Человеком, не соблазнились, как видимый Человек может производить праведный суд, Господь говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30). И эти слова Спасителя, сказанные для вразумления слушающих, указывают на равенство Сына и Отца. Он судит согласно тому, что слышит от Отца, с Которым пребывает в постоянном теснейшем общении.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят о том, что без веры невозможно спастись, потому что именно на ней основывается все человеческое и духовное. Но вера мертва без дел, равно как и дела без веры. Пусть же то, что мы истинно веруем Христу, будет явлено на основании наших добрых дел во славу Божию и соблюдения Божиих заповедей. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)