26 мая. Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 12 - 20.
12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15. Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
(Ин. 8, 12–20)
Иудейский храм состоял из нескольких дворов, где молились верующие люди. Сокровищница храма, ставшая местом беседы Христа с иудейскими начальниками, была расположена недалеко от места собраний синедриона, в одном из дворов. Конечно же, здесь всегда было множество людей, а потому трудно было найти лучшее место, для того чтобы собрать группу благочестивых слушателей для поучения.
Спаситель обращается к слушающим Его людям со словами: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Можно догадываться, что поводом к этому поучению послужило напоминание на празднике кущей о том, как чудесный огненный столб освещал в пустыне путь иудеям и привел их в землю обетованную. То был свет, руководивший одним только еврейским народом и направлявший его к лучшей, чем в Египте, земной жизни. Христос же пришел указать не одним евреям, а всему миру путь к блаженству вечной жизни.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Слово “свет” как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков. Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель Божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте. Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа и идти за Ним».
Фарисеи же, слыша эти слова и опираясь на общепринятое правило, по которому никто не может быть свидетелем в своем собственном деле, ответили Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно (Ин. 8, 13). Конечно, они поняли значение слов Христа и пытались возразить, опираясь на формальности.
На что Господь ответил: Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду (Ин. 8, 14). И в этих словах содержится сознание Господом Своего происхождения от Бога Отца, а значит, полное подтверждение достоверности Его свидетельства о Себе. А потому человеческое суждение фарисеев, которые «судят по плоти», то есть по внешнему виду Христа, не может быть к Нему применимо.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Я – от Бога, и Бог, и Сын Божий. А Бог Сам о Себе достоверный свидетель. Вы же не знаете: вы, говорит, по своей воле поступаете худо и, зная, притворяетесь незнающими, обо всем говорите по человеческому разумению, не желая помыслить ни о чем выше того, что видимо».
Мысль об общении с Отцом дает Христу повод представить Отца вторым свидетелем за Себя, чем может быть вполне удовлетворено и требование закона, по которому в каждом важном деле должны выступить два свидетеля. Если же у Христа два свидетеля, Отец и Он Сам, то Его слова истинны.
Но, несмотря на то, что уже много раз фарисеи слышали речь Спасителя о пославшем Его Отце, они, притворяясь непонимающими, задают Ему вопрос: где Твой Отец? (Ин. 8, 19) В ответ на него Господь прямо указывает на единосущие Бога Сына с Богом Отцом, на то, что Отец открыл Себя людям в Сыне: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего (Ин. 8, 19).
И все это является свидетельством о Том, о Ком нельзя рассказать никакими словами, нельзя увидеть человеческими глазами — об Отце, неразлучно пребывающем в Сыне. Предстать перед Богом Отцом во всей полноте можно лишь пребывая со Христом, Который является светом, указующим истинный путь.
Нам же дорогие братья и сестры, следует помнить, что мир имеет только один источник света – Любовь Божию, которая проникает во все уголки нашего существа, обновляя и возрождая нас к жизни в этом мире и будущей вечной жизни. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)