29 мая. Евангелие от Иоанна. Глава 4, ст. 5 - 42.
5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30. Они вышли из города и пошли к Нему.
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41. И еще большее число уверовали по Его слову.
42. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
(Ин. 4, 5–42)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о беседе Господа с самарянкой, состоявшейся по пути Спасителя в Галилею.
Самаряне были, по сути, язычниками, оставшимися на этой территории еще со времен вавилонского плена. Несмотря на то, что они приняли Пятикнижие Моисея, отвергнув впрочем пророческие писания, они продолжали поклоняться и своим богам. И поэтому общение с ними считалось для иудея осквернением себя. Но Господь не лишает самарянку радости диалога, открываясь ей как Мессия и выражая Свою готовность даровать верующим в Него благодать Святого Духа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Тот, кто напоен этой благодатью, уже никогда не почувствует духовной жажды.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Мало того, благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник, бьющий (буквально с греческого – скачущий ) в жизнь вечную, то есть делающий человека причастником вечной жизни».
Важно также отметить, что у иудеев и самарян существовало представление о том, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным образом, от места, где совершается богослужение. В беседе с самарянкой Христос указывает: Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23). То есть новое, высшее богопоклонение будет повсеместным, поскольку будет совершаться в духе и истине.
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Богу угодны именно те, кто кланяется Ему “в духе”, кто стоит выше привязанности к одному определенному месту, угодны потому, что Сам Он “есть Дух”, Существо, стоящее вне всяких границ времени и потому близкое всякой ищущей Его душе».
Нам же, дорогие братья и сестры, важно понимать, что поклоняться Богу в духе и истине означает угождать Ему не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, то есть познавая и любя Бога, исполняя Его заповеди. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)