Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 31 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 51 - 59.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

31 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 51 - 59.

51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54. Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59.Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

(Ин. 8, 51–59)

 

Слова сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, были обращены к иудеям в Иерусалимском храме. Спаситель возвещает, что соблюдающий Его слово не увидит смерти вовек, то есть унаследует вечную жизнь.

Блаженный Феофилакт пишет: «” Кто соблюдет Мое слово”, то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни».

Обещание Христа даровать свободу и бессмертие верующим в Него, вызвало ярость враждебно настроенных иудеев: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек (Ин. 8, 52). Иудеи не хотели понимать, какая сила заключается в слове Христа. Если Авраам умер, то как могут не умереть простые люди, хотя и соблюдающие слово Христа? Они считали, что Спаситель ставит Себя выше праотца всего иудейского народа.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Неверующие представились понявшими эти слова Господа в буквальном смысле — о естественной, телесной смерти, — и в этом нашли повод вновь обвинить Его в том, что Он бесноватый: “Неужели Ты больше отца нашего Авраама? Чем Ты Себя делаешь?”»

На это Господь отвечает, что Он не Сам Себя прославляет, но прославляется Отцом, Которого знает и слово Которого соблюдает: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его (Ин. 8, 54–55).

Христос с горечью замечает, что иудеи никак не хотят Его понять. Они смотрят на Него как на человека, как бы страдающего манией величия. Но этого нет: Его прославляет Сам Бог, и удивительно, что иудеи не видят, как Бог свидетельствует о Христе.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Если Отец Христа есть Тот Бог, принадлежать Kоторому иудеи считают для себя особым преимуществом, как же иудеи не понимают того, что Бог говорит им Своими многочисленными свидетельствами о Христе? Нет – это правда – иудеи на самом деле совсем не знают истинного Бога! Только Христос один знает Бога так, как нужно знать. Он только один и слово Божие соблюдает, чем не могут ни в каком случае похвалиться иудеи».

Иудеи верили, что Авраам, будучи еще живым, наблюдал в видении историю Израиля и пришествие Мессии. А потому, когда Христос сказал, что Авраам видел Его день, Он прямо и открыто заявил, что Он и есть Мессия. Иудеи, которые знали правильное значение слов Христа, предпочли все же их буквальное понимание, спросив: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? (Ин. 8, 57). Им представлялась нелепой возможность видеть того, кто жил за много веков до Его рождения. Именно в 50 лет левиты официально уходили в отставку. Следовательно, для иудеев их вопрос был лишь поводом с насмешкой отозваться о возрасте Христа, как если бы они хотели сказать, что Он еще слишком молод, чтобы по-настоящему что-либо знать.

В ответ Христос произносит: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58). Господь говорит о Себе есмь, что означает «имею вечное существование в противоположность сменяющимся человеческим поколениям», то есть «Я древнее самого Авраама, ибо Я — Вечный Бог».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют нам о том, что познать Бога мы можем лишь через Иисуса Христа. Только в Нем – полнота Божественной истины, только через Него мы можем видеть, Каков наш Бог. И только в Нем мы видим совершенное послушание Богу. Спаситель единственный являет нам истинного Бога и истинного Человека, научая верности слову Божию и послушанию Богу Отцу. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится