3 июня.Евангелие от Иоанна. Глава 10, ст. 17 - 28.
17. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
19. От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
20. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
24. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
25. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
(Ин. 10, 17–28)
В завершение обращенной к фарисеям притчи о добром пастыре, Господь говорит о великом значении Своей смерти как об избранном Им Самим и добровольно осуществляемом средстве спасения верующих в Него.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Отец и любит Его особенно за то, что Он совершенно добровольно, без принуждения жертвует Своей жизнью. Эта жизнь есть как бы одежда или украшение, которое Он слагает с Себя, чтобы передать в руки другого. Он делает это с твердой уверенностью в том, что может ее (“ жизнь ”) взять обратно. Эту “ заповедь ”, то есть право и силу взять назад Свою жизнь, Господь получил от Отца».
Таким образом, Христос изображает Свою смерть, во-первых, как дело послушания воле Отца и, следовательно, как исполнение Своего призвания; во-вторых, не как только страдание, которое Он принимает на Себя из покорности воле Отца, но и как совершенно свободное дело, на которое Он Сам решился; в-третьих, как дело самопожертвования на пользу верующих в Него, которых Он через это спасет от погибели; в-четвертых, как переход к проявлению Своей жизни по воскресении, побеждающей смерть.
Слушающие Христа начали спорить между собой. Одни стояли за Христа как за великого чудотворца, другие – преимущественно фарисеи – называли Христа беснующимся и убеждали народ не верить Ему.
Евфимий Зигабен поясняет: «По мнению иудеев, Иисус Христос одержим был бесом и безумствовал потому только, что Он говорил о том, что выше человека; между тем как отсюда они должны были бы узнать, что Он Бог».
От праздника кущей прошло около двух месяцев, и настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима (Ин. 10, 22). Этот праздник был установлен Иудой Маккавеем в 165 году до Рождества Христова в память возобновления, очищения и освящения Иерусалимского храма, оскверненного сирийским царем Антиохом Епифаном. Празднование продолжалось в течение восьми дней от 25 числа месяца кисле́в (около середины декабря).
Господь прибыл на этот праздник в Иерусалим и ходил в притворе Соломона, то есть в галерее, которая тянулась по восточной стороне храмовой площади. В этой галерее можно было укрываться от зимней непогоды: дождя и ветра. Именно здесь иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо(Ин. 10, 24).
Блаженный Феофилакт замечает, что вопрос иудеев «был праздный и злонамеренный. Ибо тогда как дела Его доказывают, что Он – Христос, они для убеждения требуют слов… Между тем Он много раз говорил прямо, когда приходил на праздники, и ничего не говорил тайно, называл Самого Себя Сыном Божиим и Светом, и Путем, и Дверью и ссылался на свидетельство Моисея. Посему, уличая их в том, что они спрашивают со злым намерением, Господь отвечает им: Я многократно говорил вам, и вы не верите».
Так как иудеи притворялись в том, что они поверят одним только словам Иисуса Христа, то Он мудро показывает им, что они поступают с хитростью, и отвечает: дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам (Ин. 10, 25–26). Причиной же этого неверия является то обстоятельство, что они не принадлежат к тем истинным израильтянам, сердца которых открыты для того, чтобы принять Божественное свидетельство о Христе. Именно о таких людях Господь и говорит: Я даю им жизнь вечную (Ин. 10, 28).
Как часто, дорогие братья и сестры, в состоянии неопределенности мы требуем от Бога конкретного ответа на сиюминутные вопросы, не замечая божественных знаков, указующих нам истинный путь к блаженству не только в этой, но и в будущей жизни. Стараться замечать эти знаки в жизни и довериться Божьему Промыслу о нас – это проявление нашей веры, то есть чувство постоянства в уповании на Бога. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)