4 июня.Евангелие от Иоанна. Глава 10, ст. 27 - 38.
27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30. Я и Отец — одно.
31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38. а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
(Ин. 10, 27–38)
В первых строках сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, Господь желает показать, каких великих благ лишают себя люди, не желающие пойти вслед за Ним, а также обещает дарование вечной жизни верующим в Него, которых изображает под образом овец: И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей(Ин. 10, 28). При этом Христос отождествляет Свое попечение об овцах с попечением о них Своего Отца: Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего (Ин. 10, 29).
Александр Павлович Лопухин замечает: «Этим Спаситель говорит о том, что, собственно, верховным Пастырем в Израиле является Отец, но действует Он через Христа. А отсюда Христос делает такой вывод: “Я и Отец – одно” . Эти слова могут обозначать только единство Христа с Отцом по природе, по существу: никогда ни об одном пророке не было сказано ничего подобного».
Рукою Спаситель называет власть и силу, подразумевая то, что Он и Отец - одно по естеству, по существу и по власти. Конечно, иудеи поняли, что этими словами Он объявляет Себя Единосущным Богу, а потому схватили каменья, чтобы побить Его (Ин. 10, 31). Дело в том, что по иудейскому закону за богохульство побивали камнями: Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество (Лев. 24, 16). Поэтому иудеи приготовились побить Христа камнями, но Спаситель обезоружил их коротким вопросом:много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? (Ин. 10, 32).
Неожиданность вопроса смутила не верующих в Него иудеев и против их воли показала, что они признают величие чудес Господа. Поэтому они опустили камни и стали оправдываться, что хотят побить Его не за добрые дела, а за «богохульство».
На обвинение в том, что Он, будучи Человеком, делает Себя Богом, Спаситель ответил ссылкой на слова 81 псалма пророка Асафа из Священного Писания, в истинности которого фарисеи не сомневались: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? (Ин. 10, 34). Смысл этого псалма в том, что в нем богами названы люди, призванные творить суд и защищать слабых от посягательств сильных; богами они названы потому, что должны быть орудием Божественного правосудия и проводниками правды Божией.
Борис Ильич Гладков поясняет: «Приведя выдержку из этого псалма, Христос сказал как бы так: “Вы, конечно, не решитесь обвинять псалмопевца в богохульстве; поэтому, если он назвал богами достойных носителей божественной власти, то как же можете обвинять в богохульстве Меня, назвавшего Себя Сыном Божиим и творящего дела, какие может творить только Бог?”»
И, чтобы еще более убедить слушателей в Своем божественном достоинстве, Господь указывает на Свои дела, которые дают Ему полное право требовать от иудеев абсолютного доверия к Нему: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 37–38).
Блаженный Феофилакт пишет: «Хотите ли вы, говорит, познать Мое равенство с Отцом? Равенство по Существу вы не можете познать, потому что познать Существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы; ибо дела будут для вас свидетельство о Моем Божестве».
И действительно, сила и милосердие Спасителя явились видимым образом во всех Его делах. И как Христос доказывает Свое посланничество от Бога божественностью Своих дел, так и мы, дорогие братья и сестры, будем свидетельствовать о том, что мы Его ученики, посредством наших добрых дел по отношению к ближним. Только так мы научимся любить по-настоящему: не ища своего, но устремляясь к любви Христовой. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)