15 июня.Евангелие от Иоанна. Глава 16, ст. 15 - 23.
15. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
16. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
17. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?
18. Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.
19. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?
20. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
21. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
22. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
23. и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
(Ин. 16, 15–23)
Возвращаясь к вопросу о Своем удалении от учеников и отшествии к Отцу, Христос возвещает апостолам: Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу (Ин. 16, 16).
Конечно, ранее Христос уже говорил ученикам о том, что Он умрет и воскреснет, но каждый раз это оставалось непонятным для них. Так и теперь для них было непонятно, что Он говорит о Своей смерти как о разлуке с ними и о Своем воскресении как о новой встрече. И поскольку некоторые из учеников стали переговариваться друг с другом, недоумевая, что значат эти слова, дальнейшее обращение к ним Спаситель посвятил разъяснению этих слов.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «В основе недоумения учеников опять лежит все тот же их предрассудок о земном царстве Мессии. Если Господь хочет основать на земле Свое царство, то зачем Он отходит? А если Он не хочет основать такого царства, то зачем обещает прийти опять?»
Снова указывая на предстоящие Ему страдания и смерть, Господь обращается к ученикам:вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). Этими словами Спаситель желает сказать, что печаль и рыдание о Его смерти быстро заменятся среди учеников ликованием по причине Воскресения Христа из мертвых.
Блаженный Феофилакт поясняет слова Господа так: «Вы, говорит, восплачете и возрыдаетео том, что Я умру на Кресте, а мир возрадуется, то есть иудеи, мудрствующие мирское, возрадуются, что уничтожили Меня, врага своего; но печаль ваша в радость будет, а радость иудеев, напротив, обратится им в печаль, когда по воскресении будет славиться Мое имя. Под радостью мира подразумевается […] спасение мира, так что в словах сих будет такой смысл: вы будете печальны, но эти страдания Мои, о которых вы печалитесь, будут радостью всего мира и спасением».
Радость же учеников, когда они увидят Христа Воскресшего, может быть сравнима с той полнотой радости, какую чувствует только что благополучно разрешившаяся от бремени женщина. Она сразу забывает обо всех муках, какие потерпела во время родов, и вся полна радостью от того, что видит своего ребенка. Этот пример Господь привел, желая показать, что печаль временна, а радость постоянна, что смерть есть переход к жизни и что от скорби бывает великая польза.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «В одно и то же время Он и уверяет в истинности воскресения, и показывает, что отшествие отсюда подобно исшествию на свет из утробы матери. Как бы так говорит: не удивляйтесь, что чрез такую печаль Я веду вас к благому; и мать также через печаль достигает того, что становится матерью. И не сказал только, что скорбь пройдет; но что о ней нет и воспоминания: так велика следующая за скорбью радость».
Именно такую радость испытали ученики, увидев Господа Воскресшим. И она не покидала их потом всю их жизнь. Именно поэтому Господь добавляет: радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22), подразумевая, что никто уже не сможет отлучить истинных последователей Христа от Его любви и от небесных сокровищ, уготованных верным.
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что в этой жизни всегда есть место радости, которая не принадлежит этому миру, не зависит от его случайностей и перемен. И это радость, которую дарует Христос, радость будущего Небесного Царства. Но если земных радостей мы можем лишиться по тысяче случайных причин, то эта радость Воскресения – вечна и никто не отнимет ее у нас. Нужно лишь знать, что радость эта становится совершенной и полной лишь тогда, когда Христос является центром жизни человека, преображая и наполняя ее подлинным смыслом, то есть открывая путь ко спасению. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)