16 июня.Евангелие от Иоанна. Глава 16, ст. 23 - 33.
23. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
24. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
25. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
26. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:
27. ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
29. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.
30. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
31. Иисус отвечал им: теперь веруете?
32. Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.
33. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
(Ин. 16, 23–33)
После сошествия Святого Духа на апостолов, им станут ясны все Божественные тайны. Тогда они не будут нуждаться в посреднике, им нужно будет лишь произнести имя Христа, чтобы все, чего они попросят в молитве, исполнилось в довершение полноты их радости. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 24), – научает их Господь.
Александр Павлович Лопухин пишет: «…до тех пор, пока Христос не восшел к Отцу и не получил вечного прославления и по человечеству, они ничего не просили во имя Его, то есть в своих молитвах обращались прямо к Богу отцов своих, не опираясь на « имя » своего Учителя и Господа. Тогда же, после прославления Христа, им будет особенно радостно, что в своих молитвах они будут призывать имя столь близкого им Христа и в этой близости Его к ним находить ручательство в том, что молитвы их не останутся неисполненными».
Большинство изречений, ранее произнесенных Господом во время прощальной беседы с апостолами, являлись притчами, выслушав которые, ученики обыкновенно обращались ко Христу с просьбою их разъяснить. Теперь же Спаситель указывает: наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце (Ин. 16, 25), подразумевая явление ученикам по воскресении из мертвых, когда уже не потребуется особых пояснений.
Желая показать, что за свою любовь ко Христу и веру в Него апостолы удостоятся любви со стороны Отца, Христос ободряет их: Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога ( Ин. 16, 27–28).
Блаженный Феофилакт пишет: «…чтобы они не отстали от Христа, так как не имеют уже нужды в Нем и состоят в непосредственной любви Отца, говорит: Отец любит вас, за то,что вы возлюбили Меня.Посему, если отпадете от любви Моей, то немедленно отпадете и от Отца». Эти слова Спасителя были сказаны прямо и настолько поразили учеников своей ясностью, что они выразили свою горячую веру в Него как в Истинного Мессию: Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел (Ин. 16, 30).
Конечно, вера эта была искренней и глубокой, но еще не озаренной Святым Духом. Взор Господа видел несовершенство этой веры, а потому Он спрашивает: теперь веруете? (Ин. 16, 31).В ответ на это исповедание Господь принимает их веру как факт, но замечает, что скоро она ослабеет настолько, что они оставят Его. Но, несмотря на это, Спаситель не отворачивается от них, а, напротив, проявляет еще большую заботу, дабы они не пали духом в часы предстоящих испытаний, помня, что Он предупреждал их обо всем этом заранее. А потому Свою прощальную беседу с учениками Господь завершает словами: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). И в этой мысли о победе их Учителя ученики должны почерпнуть силы для перенесения грядущих скорбей.
Епископ Михаил (Лузин) замечает: «Все, что Господь предложил им в этой беседе, имело главнейшей целью вселить в сердце учеников мир, спокойствие духа ввиду предстоящих событий. Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нем, в общении с Ним, в духовном единении с Ним».
Воля Божия о нас, дорогие братья и сестры, заключается в том, чтобы мы имели мир в себе. Нашим миром является Христос, потому что только когда мы соединяемся с Ним, тогда все внутри нас пребывает в мире. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)