17 июня.Евангелие от Иоанна. Глава 17, ст. 18 - 26.
18. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
(Ин. 17, 18–26)
Обращаясь в Своей молитве к Богу Отцу, Христос произносит следующие слова в отношении Своих учеников: Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ин. 17, 18), то есть с проповедью того же учения, с дарами той же благодати. Господь знает, сколь трудным будет их служение и каких сил потребует оно для достойного исполнения. А потому, как Отец освятил Его, посылая в мир, так ныне сам Христос предает их Отцу для освящения: И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин. 17, 19). Освящение апостолам необходимо ввиду их высокого призвания: они посылаются Христом с великими полномочиями, как был послан Отцом в мир и Сам Христос.
Но если раньше Он считал нужным просить Отца только об апостолах, то теперь возносит молитву уже обо всей будущей Своей Церкви, которая образуется из тех, кто поверит слову апостолов.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Господь молится о них: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,– да уверует мир, что Ты послал Меня – единение верующих во Христа должно быть подобно единению Бога Отца с Богом Сыном. Тут разумеется, конечно, нравственное единение. Такое единение всех христиан в вере и любви сможет содействовать тому, что и весь мир придет к вере во Христа как в Мессию …».
Единение верующих понимается как согласие в побуждениях и цели их духовных стремлений. Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать в Отце и Сыне: единение, существующее между Отцом и Сыном, будет содействовать и укреплению единства между верующими. Конечно, мир с его эгоистическими стремлениями никогда не мог мечтать о достижении настоящего единства в мыслях и чувствах. Поэтому то единодушие, какое он увидит в христианском обществе, удивит его, и от такого удивления недалек будет переход и к вере во Христа как Спасителя, посланного людям Самим Богом.
Епископ Михаил (Лузин) пишет: «…первое малое общество верующих во Христа было явлением, которое все более и более привлекало неверующий иудейский мир в недра Христовой Церкви; по перенесении христианства в среду языческих обществ, быстро возрастала Церковь Христова, и враждебный языческий мир все более и более переходил на сторону христианства; наконец, по пророческому изображению апостола Павла, и самый враждебный представитель неверующего и враждебного мира – народ еврейский в массе, как национальность – придет к вере во Христа».
В заключение Своей молитвы Господь указывает на превосходство верующих в Него над остальным миром: Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня (Ин. 17, 25). Познав истину, верующие во Христа стали способными к восприятию даров Божественной любви, а потому Христос просит Отца даровать им Свои щедроты и сделать их соучастниками той любви, которую Он имеет к Сыну: да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет (Ин. 17, 26).
Евфимий Зигабен поясняет: «Я, говорит Иисус Христос, открою им еще больше Твое имя, чтобы после того как имя это будет им вполне открыто и они узнают, что Я – истинный Сын Твой и возлюбленный по природе, – чтобы после этого и между ними обнаруживалась такая же истинная и естественная любовь». Для этого Сам Господь обещает быть в них, дабы любовь Отца, пребывающая в Сыне, от Сына и ради Сына простиралась и на тех, в ком пребывает Сын.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат очень важную для нас идею единства. Христос говорит о единстве личного общения между Богом и человеком и людей друг с другом. Это единство не может быть достигнуто никакой человеческой силой, но лишь силой Духа любви и истины. Пребывая в общении со Христом, мы тем самым пребываем и в общении с Отцом, достигая таким путем совершенного общения и между собою. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)