Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 21 июня.Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 25; глава 5, ст. 1 - 13.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21 июня.Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 25; глава 5, ст. 1 - 13.

4:25. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

5:1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

5:2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

5:3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

5:4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5:5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

5:6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5:7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

5:8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

5:9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

5:10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

5:11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

5:12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

5:13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

(Мф. 4, 25–5, 13)

 

Сегодняшние слова Евангелия, дорогие братья и сестры, представляют собой начало Нагорной проповеди Спасителя, изложение которой евангелист Матфей открывает так:Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их (Мф. 5.1).

В греческом языке фраза отверзши уста имеет несколько значений: во-первых, величественное, торжественное высказывание, а во-вторых, слова, исходящие из глубины сердца, раскрывающие сокровенные мысли, когда между оратором и слушателями нет никаких барьеров. И здесь уже само употребление этой фразы указывает на то, что предметом Нагорной проповеди было не какое-то случайное учение, а торжественное и важное изложение глубинных откровений Сына Божия.

Святитель Иоанн Златоуст также замечает, что «прибавлено: отверз уста Свои […] Чтобы ты познал, что Он учил даже и тогда, когда молчал, не только – когда говорил; учил, то отверзая уста Свои, то вещая делами Своими».

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5,3). Рассуждая о первом блаженстве, святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Блаженны те, кто, презрев богатства мира и отвергнув мирское имущество, чтобы стать богатыми в Боге, захотели стать бедными в мире. Хотя миру они кажутся бедными, но для Бога они богаты; они терпят нужду в мире, но богаты для Христа».

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5,4). Под плачущими, отцы Церкви в большинстве своем понимали скорбящих о своих грехах и грехах ближних, что приводит к покаянию, а значит, к духовной радости.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Блаженный Августин понимает под кроткими тех, «кто уступают нечестивым и не противятся злу, но побеждают зло добром. Поэтому далекие от кротости спорят и сражаются за земные и преходящие вещи. Блаженны же кроткие, ибо они наследуют землю, с которой не могут быть изгнаны», то есть землю Царства Божия.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). Алкать и жаждать правды – значит стремиться к правде Божией, искать ее и чувствовать потребность творить дела этой правды.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Блаженный Иероним замечает: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого».

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). В данных словах речь идет о тех, кто с чистым разумом и безупречной совестью живет в вере в Бога, то есть, по слову преподобного Серафима Саровского, «хранит сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений».

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Усыновляет Господь тех, кто прекратил внутреннюю брань, то есть подчинил тело духу, и тех, кто водворяет мир и в других, живущих в раздоре.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 10). Правда – это всякая добродетель Христа ради, которая всегда противна миру греховному и порочному.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). Блаженный Феофилакт, размышляя о данных словах, пишет, что «не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном». И эти слова Господь обратил к тем, кто в будущем должен был претерпеть за Него страдания и смерть.

Во всех этих блаженствах нет глаголов, а только краткие причастия. Это особенность еврейского языка книг Ветхого Завета, когда речь идет не просто об утверждении, а о восклицании. И это крайне важно, так как из этого следует, дорогие братья и сестры, что блаженства – это не просто надежды на будущее счастье, а реальное состояние учеников Христовых уже здесь и сейчас. То, к чему мы с вами должны стремиться. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится