Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 1 июля. Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 14 - 17.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1 июля. Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 14 - 17.

14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

(Мф. 9, 14–17)

 

Пост являлся одним из столпов религиозной жизни иудеев. Иоанн Креститель был строгим постником и, конечно, приучил к постничеству своих учеников. Фарисеи также соблюдали все положенные и установленные обычаем посты. И поскольку ученики Иоанна все еще считали своего учителя выше Христа и, следовательно, относились с завистью к возрастающей славе Спасителя, то спросили Его: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? (Мф. 9, 14).

В ответ Спаситель сравнивает Себя с женихом, а Своих учеников – с ближайшими друзьями жениха. Этот образ должен был напомнить всем слова Иоанна Крестителя, который сам себя сравнивал с другом жениха, радующимся его речам (см. Ин. 3, 29). Поэтому, как бы напоминая ученикам Иоанна эти слова, Спаситель замечает: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 15).

Борис Ильич Гладков пишет, что этими словами Господь как бы говорит: «Ведь ваш учитель назвал Меня женихом, а себя – другом жениха; другом, которому надлежит радоваться, пока с ним жених, а не печалиться и поститься. Поэтому и Мои ученики, как друзья жениха, пока Я с ними, пока слышат голос Мой и внимают Мне, должны радоваться. Время печали и поста еще не пришло для них; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».

Таким образом Господь возвращает посту его изначальный, духовный смысл. Когда рядом Мессия, радость от встречи и общения с Ним заставляет забыть обо всем. И тогда незачем изображать скорбь, которой нет. Но когда закончится пребывание Христа с учениками, для них наступит время поста.

Желая показать, что Он не налагает бремени поста на учеников, еще не укрепившихся в вере, Христос приводит следующий пример: никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже (Мф. 9, 16). Новая, то есть небеленая, ткань садится после стирки, и, значит, заплата из нее еще больше тянет и в итоге совсем разрывает старую ткань.

Евфимий Зигабен замечает, что этим примером Спаситель желает сказать: «…Целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на них суровости и тяжести поста, чтобы они еще более не ослабели, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим».

Рисуя вторую картину, Христос говорит: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9, 17). В древности люди хранили вино в шкурах, бурдюках, а не в бутылках. Мех, или бурдюк, представлял собой вместилище для вина – мешок, изготовляемый из цельной кожи ягненка, барана или вола. Когда молодое вино наливали в мехи, оно все еще бродило и газы давили на стенки бурдюка. Новые мехи были эластичны и под давлением растягивались без всякого вреда. Старые же мехи со временем грубели и теряли свою гибкость, и если в них наливали новое, еще не перебродившее вино, они не растягивались под давлением газов и могли разорваться.

Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих».

Этими словами Спаситель также наставляет Своих учеников, дабы они обращались с великой кротостью с теми уверовавшими во Христа людьми, которых позже они примут в число уже своих учеников. И в этом мы видим проявление особой заботы Господа об агнцах Своего словесного стада, которое Он бережно ведет ко спасению.

Господь научает нас, дорогие братья и сестры, тому, что вся жизнь христианина, включая аскетические правила, основывается не на ветхом законе, а на личных отношениях с Ним. Ведь только от живого присутствия Жениха зависит, будут ли поститься сыны чертога брачного, потому как именно в Нем мы и живем. Разумеется, без внешнего не может быть внутреннего, но лишь наша любовь ко Спасителю определяет меру внешних подвигов и способность радоваться истинной радостью. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится