Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 июля.Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 18 - 23.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 июля.Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 18 - 23.

 

18. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Мф. 4, 18-23)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о призвании Господом первых учеников.

В центре Галилеи располагалось Галилейское озеро, или море. Оно изобиловало рыбой, а потому рыболовство было одним из главных занятий местных жителей. Рыбу ловили на удочку или сетями, которые искусно забрасывали с берега или с мелководья, а затем вытаскивали на землю вместе с пойманной рыбой. Этим делом и занимались Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, когда их увидел Спаситель.

Петр, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и однажды по его указанию пошли за Иисусом Христом: они хотели быть рядом с Ним, слушать Его. Но их избрание на апостольство произошло чуть позже, и в этом был свой смысл. По Божественному Промыслу необходимо было, чтобы они стали свидетелями жизни Христа, Его учения и чудес до самого Его вознесения на небо. А потому Господь призвал их именно в тот момент, когда они были внутренне к этому готовы. Спаситель, обращаясь к Петру и его брату Андрею, говорит: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19), то есть п роповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу.

Евфимий Зигабен поясняет: «Последовав за Ним еще прежде, чем Иоанн был взят под стражу, они опять возвратились в свою страну и занялись прежним промыслом, так как видели, что Иоанн был арестован, а Иисус удалился. Итак, Христос, прощая им это, идет, чтобы опять их восстановить, и повелевает следовать, чтобы, вместо своих сетей, они взяли у Него разумную сеть и, забрасывая ее в жизненное море, уловляли людей вместо рыб».

Евангелист Матфей сообщает, что Господь призвал Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы (Мф. 4, 18). Имя Симон является сокращенным вариантом еврейского имени Симеон (точнее Шим-Он). Греческое же имя Петр является переводом арамейского слова Кифаа́, означающего «камень, валун, скала». Христос нарек Симона Петром, потому как увидел в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви. Андрей – брат Симона Петра, прозванный в Предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.

Услышав призыв Христа, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 20). Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Посмотрите же, какова их вера и послушание. Они заняты были своим делом […] но, как скоро услышали призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: “сходим домой и посоветуемся с родственниками”; но, оставив все, последовали за Ним [...] Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость».

Идя далее, Господь увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их (Мф. 4, 21). Иаков Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, был братом евангелиста Иоанна Богослова. Сам же Иоанн был призван раньше вместе с Андреем. Им не на что было купить новые сети, а потому они чинили старые, изорванные сети, в такой бедности жили Иаков и Иоанн, питаясь от праведных трудов своих и, будучи связаны союзом братской любви, не покидали отца и служили ему, как любящие дети. Услышав же призыв Христа, братья тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 22).

Святитель Хроматий Аквилейский пишет о том, что Господь «избирает не знатных или богатых, чтобы проповедь не казалась подозрительной; не мудрецов века сего, чтобы не думали, что Он убедил человеческий род мудростью сего века; но выбирает Он рыбаков - необразованных, невежественных, неученых, чтобы явить благодать Спасителя».

Как мы видим, ученики Христа до встречи с Ним вели размеренную, обычную для того времени жизнь. Но в один момент для них все изменилось: Бог избрал их как послов Своего Небесного Царства в земном мире.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что Господь не избирает сильных мира сего для продолжения проповеди Евангелия. Он останавливает Свой выбор на рыбаках, простых и бедных людях, наставляя их примером собственной жизни, посредством проявления любви и милосердия, как и каждого из нас. Ведь и мы призваны быть благовестниками Евангелия Царства Божьего, и не только словами, но и примером всей своей жизни и дел. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится