4 июля. Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 36 - 38; глава 10, ст. 1 - 8.
9:36. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
9:37. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
9:38. итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
10:1. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
10:2. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
10:3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
10:4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
10:5. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
10:6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
10:7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
10:8. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
(Мф. 9, 36-38; 10, 1-8)
В то время как Господь ходил по городам и селениям, проповедуя слово Божие, за Ним постоянно следовала толпа людей, приходивших издалека послушать Его и исцелиться от разных недугов. Жалея все эти массы народа, не имеющих пастыря, Господь посылает на проповедь Своих учеников.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Чтобы не водить всех за Собой, Он посылает учеников. Впрочем, не для того только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы, образовавшись в Палестине, они приготовили себя к подвигам в целом мире».
Из всех людей, следовавших за Ним и бывших слушателями Его проповеди и свидетелями Его чудес, Господь избирает двенадцать человек на особое служение: Симон Петр и Андрей Первозванный; братья Иаков Зеведеев и Иоанн Богослов; Филипп и Варфоломей, имевший и второе имя – Нафанаи́л; Фома и Матфей; Иаков младший и Леввей, или Фаддей, брат Иакова младшего; Симон Кананит и предавший Спасителя Иуда Искариот.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Эта проповедь подготовительная, поскольку Апостолы еще не облеклись силою Свыше, данной им впоследствии, через сошествие Утешителя – Духа Святого. Господь посылает Апостолов по двое, чтобы они могли поддержать друг друга, и для того, чтобы евреи больше верили их свидетельству, так как закон Моисея гласил, что свидетельство двух есть истинно (Ин. 8, 13; Втор. 19,15)».
Но это послание апостолов на проповедь отличается от того, которое последовало за Воскресением Христа. По Своем Воскресении Господь направил апостолов проповедовать Евангелие во всем мире и вводить все народы в Его Царство через таинство крещения, уча вере во Христа. Теперь же Господь заповедует: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 5-6). Первоначально Господь посылает Своих учеников только к иудеям, потому что они были избранным народом Божьим, которому Мессия был обещан еще ветхозаветными пророками и среди которого Он явился.
Александр Павлович Лопухин пишет: «По общему мнению древних толкователей, которое особенно хорошо выражают Златоуст, Иероним и Феофилакт, запрещение отправляться с проповедью к язычникам и самарянам вызвано было тем, что ученики должны были прежде всего проповедать иудеям, которые после этого не могли уже иметь никакого предлога говорить, что первоначальная проповедь была направлена не к ним, и приводить этот факт в свое извинение».
Спаситель призывает учеников: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10, 7). И если Моисей и бывшие прежде пророки проповедовали о земле и земных благах, то апостолам повелевается проповедовать о приближении Царства Небесного и обретении его посредством веры и соблюдения заповедей.
Наделяя же апостолов особым даром, Христос наставляет: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8). Евфимий Зигабен замечает, что Господь «сообщил им дар исцелений, чтобы те, которые не убеждаются проповедью, убеждались, по крайней мере, чудесами; вместе с тем и их самих делает этим более усердными к проповеди. А чтобы они не гордились, совершая столь великое, и не требовали вещественного вознаграждения, заранее укрепляет их, говоря: даром вы получили от Меня этот дар исцелений, без всякого труда с вашей стороны, даром же сообщайте их людям, не требуя от них ничего для поддержания своей жизни».
Эти слова особенно важны, потому что они могут быть отнесены ко всему тому, что Бог дарует нам. И, если ученики Христовы были посланы как Божие благословение людям, дабы все знали, что любовь и радость исходят от Царства, которое Христос пришел даровать миру, то и мы, дорогие братья и сестры, как истинные последователи Христа, будем прилагать свои усилия, служа Богу и людям. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)