16 июля.Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 14 - 23.
14. Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15. и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
16. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
(Мф. 8, 14-23)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, открываются повествованием о множестве исцелений, которые совершил Спаситель. Евангелист Матфей, желая подчеркнуть, что Христос и есть Тот Избавитель, о Котором предвещали пророки, замечает: Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 16-17). Взять немощи – значит снять слабость с немощных, а понести болезни – значит облегчить страдания больных, исцелить.
Блаженный Феофилакт пишет: «Вечером и не вовремя привели недужных, но Он, как человеколюбец, уврачевал всех. Затем, чтобы у тебя не возникло сомнения, как Он мог в короткое время уврачевать столько болезней, евангелист приводит как свидетеля Исайю. Правда, пророк говорит это о грехах, но Матфей приложил его слова к болезням, потому что большая часть из них происходит от грехов».
Желая уклониться от зависти иудеев, Господь повелел Своим ученикам переправиться на другую сторону Тивериадского озера. В это время к Нему подошел книжник с такими словами:Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел (Мф. 8, 19). Христос, желая предупредить, что книжник берет на себя непосильное бремя, указал на Свой страннический образ жизни:лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20).
Святитель Афанасий Великий поясняет: «Господь, видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами, – постыждает его обличением, и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от Него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет».
Этот ответ произвел, по-видимому, сильное впечатление на тех спутников Господа, которые уже были Его учениками. И один из них стал уклоняться от немедленного следования за Господом, ссылаясь на то, что ему прежде нужно похоронить отца. На это Господь ответил:иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22).
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Два однокоренных слова « мертвые» и « мертвецы» , употребленные здесь, имеют два различных значения: первое из них – в смысле духовных мертвецов. Господь же имел в виду то, что ради великого дела, ради благой вести Царствия Божия нужно оставить все и всех «мертвых», которые глухи к слову Божью, к Его великому делу. Господь как бы говорит: предоставь им, всецело привязанным к земной жизни, хоронить мертвецов своих, а ты, внявший слову жизни, которое Я проповедую, иди за Мной».
Господь видит, что если человек этот не пойдет за Ним сейчас, то он не пойдет никогда. Подобным запрещением Господь, очевидно, хотел или испытать характер и преданность этого ученика или уберечь его от родных, которые могли бы отвлечь ученика от следования за Христом.
Как важно понять, дорогие братья и сестры, что следование за Господом продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью, между волей Божией и волей собственной.
Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Будем же помнить, что если мы живем ради других, забывая о себе, своем времени, имуществе и удобствах, в желании сделать что-либо для людей, а, значит, для Самого Господа, мы обретаем вечную жизнь. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)