27 июля. Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 31 - 36.
31. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32. которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
34. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35. да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом…
(Мф. 13, 31–36)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, Господь приводит два ярких образа Царства Божия в притчах о горчичном зерне и закваске.
На Востоке высота горчичного дерева может достигать 2-2,5 метров, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Вокруг этих горчичных деревьев всегда летали стаи птиц, особенно любивших эти мягкие черные семена и садившихся на дерево, чтобы поклевать их.
В притче Христос уподобляет Царство Божие горчичному зерну, посаженному человеком, и которое, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 32).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сей притчей Господь хотел показать образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики Его были уничиженнее всех, но поскольку в них была заключена великая сокровенная сила, то проповедь распространилась на всю вселенную».
Таким образом, смысл притчи, рассказанной Господом, заключается в том, что, хотя начало Царствия Божия, по-видимому неприметно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в Царство великое и всемирное.
Необходимо также отметить, что в восточных образных выражениях, да и в самом Ветхом Завете, крупная империя обычно изображалась в виде большого дерева, а покоренные народы – в виде птиц, нашедших отдых и убежище в его ветвях.
Борис Ильич Гладков замечает: «Царство Божие, Царство Христа на земле или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось со временем так, что вместило в себе множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц небесных».
Точно так же бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, едва приметное поначалу, все сильнее охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.
Точно такой же смысл имеет и притча о закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13, 33). Три меры муки составляли примерно 40 килограмм и являлись средним количеством муки, необходимым для выпечки хлеба для довольно большой семьи в Назарете. Закваска представляла собой маленький кусочек теста, сохраненный от предыдущей выпечки и забродивший во время хранения. Несмотря на то, что закваска составляла очень незначительную долю теста, она полностью меняла его свойства. Оживляя и заключая в себе деятельную силу, закваска заставляла тесто подниматься и таким образом меняла весь характер процесса хлебопечения.
Евфимий Зигабен поясняет: «Подобно тому как закваска, хотя по объему не велика, но когда скрывается в большом количестве муки, то этим смешением всю муку соединяет в одно целое и приводит в другой вид, отличный от прежнего […] так и учение веры, хотя оно высказывается и не во многих словах, но когда скрывается в души многих людей путем проповеди, то всех их соединяет в одно тело Церкви, приводит к другому образу жизни и, хотя они были мертвы для добродетели, оживляет их к исполнению ее, заставляет их подниматься на небо и делает все это, имея в себе несказанно великую силу».
Весь смысл притчи сводится к одному – преобразующему воздействию закваски. И как она полностью преображает тесто, так и наступление Царствия Небесного преображает жизнь.
Пребывание Бога внутри любящего Его человека и есть Царство Божие. А силой, созидающей Царство Божие в человеке, является благодать Святого Духа. Сила Божественной благодати действует, невидимо распространяясь на все свойства души человека, освящая их и преображая.
Для стяжания этой благодати, дорогие братья и сестры, необходимы: христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге, стремление исполнять волю Божию, великая сила любви и желание послужить ближнему своими богоугодными делами. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)