Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 1 августа.Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 54 - 58.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1 августа.Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 54 - 58.

54. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55. не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56. и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

57. И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58. И не совершил там многих чудес по неверию их.

(Мф. 13, 54–58)

 

В данном евангельском отрывке, дорогие братья и сестры, нам открывается картина возвращения Христа в свой родной город Назарет. Как и всегда, первоочередной задачей Спасителя была проповедь Царства Божьего. Хотя некоторые синагоги, как мы помним, уже закрыли свои двери перед Христом, синагога в Назарете приняла Его, возможно, ради уважения к родственникам Господа по плоти или ради интереса, так как все горожане наверняка были уже наслышаны о словах, деяниях и чудесах Спасителя.

В синагоге не было специального человека, который бы говорил слушателям наставления или читал им Писание. Начальник синагоги (как он называется в Библии) мог попросить говорить любого человека, который готов был обратиться к слушающим со словами назидания по прочтении отрывка из Священного Писания.

Но жители Назарета не могли себе представить, чтобы кто-либо, живший когда-то среди них, имел право говорить так, как говорил Христос. Больше самой проповеди людей интересовал вопрос: откуда у Него такая премудрость и силы? (Мф. 13, 54). Дело в том, что отношение ко Христу было предвзятым: не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13, 55–56). Жители Назарета либо не знали о чудесном воплощении и рождении Иисуса Христа, либо не верили этому, считая Его просто сыном Иосифа и Марии.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «…люди до крайности бессмысленные, когда надлежало дивиться и изумляться силе слов Христовых, вместо того унижают Христа по мнимом отце Его, – хотя в прежние времена много имели тому примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети […] Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому что, имея таких родителей, Он говорил необычайное. Это ясно показывало в Нем не человеческое обучение, но Божественную благодать».

Конечно, людям надлежало благоговеть перед Господом, но их неверие происходило от обычной человеческой зависти. Христос был из простых рабочих, а значит, по мнению жителей Назарета, не имел достаточно времени для изучения Писания и учительных текстов знаменитых раввинов, что приводило их к ложному представлению о некоторой богословской безграмотности Спасителя.

Борис Ильич Гладков замечает: «А в те времена нельзя было человеку знать Писание, не учившись ни в какой школе. Тогда евреи не понимали уже еврейского языка и говорили на арамейском наречии; книги же ветхозаветные были написаны на еврейском языке одними согласными буквами без гласных, и потому чтение их представляло большие трудности. Перевод семидесяти толковников на греческий язык был в употреблении лишь у ученых эллинов; в еврейских же школах изучали Писание только по еврейскому тексту».

Жители Назарета не понимали, что Господь пришел в этот мир не для того, чтобы претендовать на некое особое положение, а принял на Себя самую обычную жизнь, чтобы показать каждому путь к преображению себя для Царства Божьего. Такое отношение жителей Назарета воздвигло стену, помешавшую Спасителю повлиять на них, а потому Он заметил: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13, 57).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «…так чаще всего бывает, поскольку люди больше всего обращают внимание на то, что им проповедуется, а не на того, кто проповедует; а если кто-то и удостоился Божественного избрания и призвания, то его видят обыкновенным человеком, как и привыкли видеть, не признавая в словах его пророчеств и не веря им».

Но, щадя тех людей, дабы они не подверглись большему наказанию, так как не уверовали бы и после чудес, Господь не совершил там многих чудес по неверию их (Мф. 13, 58), потому как совершение чудес зависит не только от чудотворящей силы Божией, но и от веры людей, над которыми чудеса совершаются.

Какой же вывод из сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, мы можем сделать для себя? Во-первых, никогда не судить человека по внешним признакам, так как внутренней природы человека с первого взгляда нам не увидеть. Во-вторых, для того, чтобы познавать и понимать Божественную истину, позволять Богу участвовать в нашей жизни Своими чудесами, мы с вами должны всецело доверять Господу и тем, кому через благодатные дарования Святого Духа эти истины открыты. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится