3 августа.Евангелие от Матфея. Глава 14, ст. 35 - 36; глава 15, ст. 1 - 11.
35. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36. и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
(Мф. 14, 35–36)
1. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2. зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8. приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11. не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
(Мф. 15, 1–11)
После многочисленных знамений и исцелений, совершенных Господом в Генисаретской земле, иерусалимские книжники и фарисеи, возобновляя прежнее осуждение учеников Спасителя, приступили ко Христу с вопросом: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15, 2). Видя великую веру народа, книжники и фарисеи старались уменьшить ее. И, так как в Самом Христе они ничего не могли порицать, то стали обвинять учеников Его в нарушении человеческого предписания, так как не есть прежде омовения рук повелевал не Божественный закон, а народные старцы.
Борис Ильич Гладков замечает, что книжники и фарисеи: «… уверяли народ, что Моисею на горе Синай даны два закона, из которых один записан им, а другой устно передан народу, потом преемственно передавался следующим поколениям и известен под названием преданий старцев. Вот на эти-то предания книжники и фарисеи опирались всегда, когда им было выгодно нарушать закон, данный Богом через Моисея».
По правилам фарисейского благочестия перед принятием пищи и после него непременно нужно было мыть руки. Эти обычаи считались настолько важными, что нарушивший их подвергался синедрионом наказанию вплоть до отлучения. В ответ на обвинение фарисеев Господь задает вопрос: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?(Мф. 15, 3). Этими словами Спаситель прямо указывает на то, что фарисеи во имя своего предания нарушают заповедь о почитании родителей. Предание это гласило: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою (Мф. 15, 5-6).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Если кто из родителей говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара».
Таким образом, дети могли отказать в материальной поддержке родителям, объявив свое богатство посвященным Богу, продолжая при этом и дальше пользоваться своим имуществом, платя небольшой выкуп в сокровищницу храма. Но за это они считали себя свободными от всяких общественных повинностей, даже от обязанности заботиться о своих родителях, отказывая им в самом необходимом для их жизни и пропитания.
Утверждая, что фарисеи создают только видимость почитания Бога, Господь относит к ним пророчество Исаии: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15, 9). Обратившись затем ко всему народу, Господь добавляет в обличение фарисеев: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11).
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Однако совершенно неосновательно полагают сектанты и другие противники постов, будто эти слова Господа направлены против соблюдения постов, установленных святой Церковью. […] Постимся мы не потому, что боимся осквернить себя скоромной пищей, а ради того, чтобы было легче бороться с другими своими греховными страстями, чтобы побороть свою чувственность, приучить себя к пресечению воли через послушание к установлениям святой Церкви».
Мы же, дорогие братья и сестры, поучаемые Священным Писанием, будем стремиться к чистоте душевной. Ведь главное для нас – любовь к Богу и людям, а через это и послушание установлениям Церкви. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)