Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 4 августа. Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 12 - 21.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

4 августа. Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 12 - 21.

12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14. оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17. еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18. а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,

19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —

20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

(Мф. 15, 12–21)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, открывают нам со слов Спасителя истину о подлинной скверне, делающей человека нечистым в глазах Бога. Узнав от Своих учеников, что фарисеи соблазнились, слыша о том, что не входящее извне, но то, что исходит от самого человека, оскверняет его, Спаситель замечает: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мф. 15, 13).

Святитель Хроматий Аквилейский замечает: «Поскольку книжники и фарисеи, впав в предубеждение, преступили закон Божий, то они насаждали свои собственные установления, а вовсе не Божьи; при этом хотели, чтобы их установления исполнялись как Божьи. Так что не без оснований они, насаждая собственное учение, заслужили того, чтобы быть искорененными Господом».

В продолжение Спаситель наставляет: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Эти слова указывали на книжников и фарисеев, ослепленных заблуждением своего неверия: они не только не смогли распознать свет истины, не поверив во Христа, но и влекли за собой в яму гибели и других. Евфимий Зигабен поясняет, что Спаситель «называет их слепыми, потому что поток страстей ослепил их душевный глаз, и они не могут взирать на свет истины. Мало того, они являются сами вождями ослепленных вследствие незнания Писаний».

Апостолы восприняли как притчу слова Христа о том, что пища, входящая в уста, минует душу человека и извергается вон, не оставляя и следа греха в душе, но грехи, исходящие из уст и сердца человека, оскверняют его. Именно поэтому Петр и попросил Господа: изъясни нам притчу сию (Мф. 15, 15). Дело в том, что ветхозаветная религия иудеев имела важный аспект повседневной религиозной жизни: понятия «чистого» и «нечистого». Так, в 11 главе Книги Левит приведен длинный список «нечистых животных», которых нельзя употреблять в пищу: это и верблюд, и заяц, и свинья, и страус, и другие, к которым было запрещено прикасаться, в том числе после их гибели. Спаситель же утверждает: еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека (Мф. 15, 17–18).

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, пишет: «Отметь, что твое сердце есть ключ добра и зла в тебе и что, следовательно, ты полный ответчик за все твое внутреннее нечистое. А если ты полный ответчик за свое сердце, то надо тебе быть полным хозяином его, то есть надо, чтобы сердце в твоих интересах было проводником только одного добра, но не зла и греха; надо, чтобы и внешние влияния, когда в них есть элемент греха, сердце пропускало через себя, как желудок пищу, не оскверняясь ими, а чтобы добро текло из сердца постоянной широкой и свободной струей».

Но что именно, дорогие братья и сестры, по словам Спасителя, делает человека нечистым?злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека (Мф. 15, 19–20). Митрополит Сурожский Антоний, день блаженной кончины которого мы вспоминаем сегодня, указывает, что « одно мы забываем: забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это – единственное несчастье человеческой жизни. Все остальное может быть чисто – грех темен; грех оскверняет, грех убивает человека …».

Вот на что мы должны обратить наше внимание и направить все свои силы. Необходимо помнить об этом и следить за своим сердцем, потому как Господь смотрит на то, что есть в глубине наших сердец. Как отмечает святитель Феофан Затворник: «Закон один: пришло злое помышление – отбрось, и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение, и средства явятся».

Все эти грехи, дорогие братья и сестры, Господь перечисляет не для того, чтобы мы пренебрегали ими, но чтобы мы честно заглянули в свои сердца, дабы искоренить любую скверну. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится