17 августа. Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 1 - 16.
1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11. и, получив, стали роптать на хозяина дома
12. и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 20, 1–16)
Чтобы нагляднее выразить мысль о том, что спасение и награда в будущей жизни зависят не от заслуг человеческих, а исключительно от милости Божией, Господь рассказывает притчу о работниках и винограднике.
В Иудее было очень много виноградников, возделывание которых вместе со скотоводством и земледелием составляло главное занятие ее жителей. Потому виноградник являлся аллегорическим образом, понятным для слушателей. Сама притча рисует яркую картину того, что могло происходить на рыночной площади любой иудейской деревни или любого иудейского города, когда надо было срочно, до наступления дождей успеть убрать виноград.
Рыночные площади служили для найма рабочей силы. Люди приходили туда утром и ждали, пока кто-нибудь их наймет. Следовательно, то, что они стояли там до вечера, показывает, как отчаянно они нуждались в работе. Динарий составлял на Востоке обычную поденную плату. Этого хватало лишь на то, чтобы прокормить свою семью один день, а поэтому быть безработным в течение одного дня уже было бедствием.
Поясняя смысл притчи, Евфимий Зигабен пишет: «Под Царством Небесным разумеется здесь сам Христос; виноградник – это евангельские Его заповеди; работники этого виноградника – люди, исполнители этих заповедей; время работы – настоящая жизнь; утро, третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы – различные возрасты людей, в которые они приходят к вере».
Независимо от того, когда человек войдет в Царство Божие: в юные годы, в зрелом возрасте или на закате своих дней, он одинаково дорог Богу. Каждый ценен для Бога, независимо от того, первым он пришел или последним. Спаситель вознаграждает не по долгу, а по благодати, то есть по собственному Своему усмотрению. В этом заключается надежда грешников, которые одним покаянным вздохом, исходящим из глубины души, могут привлечь милосердие Божие и благодать, очищающую их грех.
Святитель Кирилл Александрийский замечает: «Господь дает всем по динарию, что означает благодать Духа, которая созидает святых сообразными Богу […] и возводит к жизни и нетлению».
Неслучайно в конце притчи мы слышим слова о том, что многие приходят к вере, но только часть входит в Царство Небесное. Спаситель говорит: Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16). Подобно тому как сделавшиеся добродетельными в глубокой старости получают награду наравне с трудившимися от юности, так точно случается, что последние являются первыми и первые последними. И хотя все призываются к вечному блаженству в Царствии Небесном, избранными для этого блаженства оказываются лишь немногие.
Слова услышанной нами сегодня притчи, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что никогда не поздно прийти под милосердие Божие, которое не имеет предела. Человек, приходящий ко Господу с сокрушением сердца, любовью и желанием послужить Ему, обретает великую надежду на благость Божию. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)