Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 18 августа.Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 17 - 28.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

18 августа.Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 17 - 28.

17. И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19. и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26. но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Мф. 20, 17–28)

 

Находясь на пути в Иерусалим, Господь подозвал двенадцать учеников и снова поведал им о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении. Тогда приступила к Нему мать Иакова и Иоанна Зеведеевых. Вероятно, из всего сказанного Спасителем Иакову и Иоанну запомнился лишь титул Сына Человеческого, который, по их мнению, был связан со славой и триумфом.

Думая о времени, когда Христос провозгласит себя Царем в Иерусалиме, и надеясь на собственную выгоду, братья Зеведеевы привели с собой свою мать, которая обратилась ко Христу с просьбой: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем (Мф. 20, 21). Места по правую и левую руку от царя обычно принадлежали высокопоставленным придворным, и, следовательно, были самыми почетными.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Представляя себе […] исцеления бесноватых, воскрешение мертвых и все другие Его чудеса, а потом слыша такие предсказания, они изумлялись и недоумевали: неужели Сотворивший все это должен подвергнуться таким мучениям? Потому-то они то верили, то не верили словам Его и не могли понять их. Эта темнота разумения их была так велика, что сыны Зеведеевы приступили к Нему в то же самое время и разговаривали с Ним о председании. Они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить через нее Христа».

Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило просить самоотречения и мученичества за имя Христово. Поэтому Господь вопрошает: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Мф. 20, 22). Эти слова указывают именно на то, что приближение к Спасителю в Его Царстве заключается в уподоблении Ему в страданиях.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Спаситель указывает, что ученики не знают и не понимают, в чем заключается Его истинная слава и Его истинное владычество и царство. Это – слава, владычество и царство Отрока Господня, предающего Себя в жертву для искупления человечества […] В сущности, в словах матери сынов Зеведеевых и их самих содержалась просьба о допущении к страданиям, которые предстояли Христу и о которых Он уже говорил раньше. Поэтому реальный смысл просьбы был страшен; но ученики не подозревали этого».

Зная, что со временем апостолы пострадают за Него, Христос пророчески сказал Иакову и Иоанну: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф. 20, 23). И действительно, Иаков был обезглавлен внуком Ирода Великого Иродом Агриппой. Иоанн же, хотя и не погиб как мученик, но много пострадал за Христа.

Остальные ученики, узнав о просьбе братьев, были возмущены. Поэтому Христос, призывая всех к смирению, говорит: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26–27). Дело в том, что в обществе почетным считается править и руководить. Но у последователей Христа иные ценности и приоритеты. В Царствии Небесном главным является служение другим. И именно поэтому Сын Человеческий пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).

Наш же с вами спасительный подвиг, дорогие братья и сестры, выражается в смиренном и добродетельном служении ближним, потому что именно так мы служим Богу и собираем сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится