24 августа.Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 28 - 32.
28. А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32. ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
(Мф. 21, 28–32)
Продолжая разговор с первосвященниками и книжниками и желая, чтобы они произнесли приговор сами над собой, Господь рассказывает им притчу о двух сыновьях. У одного человека было два сына, которых он отправил на работу в своем винограднике. Первый сын ответил: не хочу; а после, раскаявшись, пошел (Мф. 21, 29). Слова этого сына не согласовались с делом: он ответил отцу отрицательно и даже грубо, но потом переменил свое намерение, почувствовав свою вину в том, что не послушался отца, и, не сказав ни одного слова об этом, отправился работать в виноградник. Второй же сын согласился со всем, что ему предложено, но исполнять не стал, сказав: иду, государь, и не пошел (Мф. 21, 30).
Преподобный Иустин (Попович) пишет: «В притче Спасителя под человеком подразумевается Бог; под первым сыном – мытари и вообще грешники; под вторым сыном – фарисеи; под виноградником – Церковь Божия; под работой в винограднике – любой труд, которым входят в совершение заповедей Божиих, святых добродетелей и святых таинств Божиих. Первый сын означает грешника, который вначале относится отрицательно к Евангелию, к Церкви, но раскаивается и с ревностью работает в винограднике Божием. Второй же сын означает гордых и превозносящихся грешников, которые только языком твердят, что хотят работать, а душой и жизнью отрекаются от труда в винограднике Божием, труда над своим спасением, над своим обожением».
На требования Божьи грешники самой своей жизнью поначалу отвечают: не хочу, но потом каются, как покаялись мытари и блудницы после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию. Фарисеи же и мнимые праведники, напротив, сначала говорят «иду», то есть на словах как будто исполняют волю Божью, а на деле – не принимают проповеди Господа о покаянии.
Некоторые толкователи под образом первого сына понимали также языческие народы, которые обратились ко Христу и пошли за Ним, когда их коснулась христианская проповедь. К примеру, святитель Иоанн Златоуст замечает: «Христос опять притчами обличает иудеев, намекая как на неповиновение их, так и на покорность отверженных прежде язычников. Здесь под двумя сыновьями разумеется то, что случилось с язычниками и иудеями. Первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя говорили: все, что сказал Господь, исполним [и будем послушны] (Исх. 19, 8), на деле не оказывали покорности закону».
Не поняв смысла притчи, любопытствующие на вопрос Господа Который из двух исполнил волю отца? (Мф, 21, 31) ответили, что первый сын. Тогда-то Господь и раскрыл им значение притчи: мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Мф. 21, 31–32).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Господь прилагает ответ начальников к их собственному поведению путем противопоставления. Они сказали, что исполнил волю отца сын, который, сначала не желая идти, потом пошел в виноградник. Но Креститель пришел как проповедник праведности, призывая людей идти в виноградник Божий путем покаяния, и они не вняли его проповеди. В этом отношении они походили на первого сына притчи, который сказал: не пойду. Но, несходно с ним, они после не раскаялись и не повиновались зову Крестителя. С другой стороны, мытари и блудницы были также похожи на первого сына, но они изменили свои мысли, когда Иоанн проповедовал, и повиновались его зову. Таким образом, мытари и блудницы идут вперед в Царство Божие».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, что Господь пришел дать каждому человеку возможность новой жизни: жизни с Богом, единения с Ним. Но для этого нужно лишь самому пожелать этой перемены, прилагая к тому необходимые усилия и труд. Какого же труда Бог ожидает от человека? Перемены внутреннего мира, внутреннего покаяния и исправления. Господь призывает каждого из нас к очищению от всякого греха и соделыванию своего сердца храмом Божиим, дабы любовь Христова одухотворила нашу жизнь. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)