28 августа.Евангелие от Луки. Глава 10, ст. 38 - 42; глава 11, ст. 27 - 28.
Позвольте, дорогие братья и сестры, поздравить вас с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день по традиции читается Евангельское зачало от Луки, состоящее из двух отрывков: глава 10, стихи с 38 по 42 и глава 11, стихи 27 и 28.
38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
(Лк. 10, 38–42)
27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
(Лк. 11, 27–28)
В продолжение пути, как повествует евангелист Лука, Господь пришел в одно селение. Из последующих повествований известно, что это была Вифания – селение, расположенное недалеко от Иерусалима, на одном из склонов Елеонской горы. Там жил Лазарь, которого Господь называл Своим другом, и сестры Лазаря, Марфа и Мария.
Приняв Иисуса Христа, Марфа стала суетиться, готовя угощение для гостя, а Мария слушала Спасителя, сидя у Его ног. Марфе, усердно хлопотавшей о приготовлении угощения для Господа, не понравилось, что Мария оставляет ее без помощи, слушая спокойно речи Христа. Тогда Марфа обратилась к Господу со словами: скажи ей, чтобы помогла мне (Лк. 10, 40). На такую просьбу Господь ответил с чувством глубокого сожаления: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41–42).
Приход Спасителя в Вифанию был радостным днем, потому Марфа, суетясь, старалась украсить стол всем лучшим, что было в доме, но этого Господь как раз и не желал. Он желал только покоя, зная, что впереди его ожидает Крестная смерть. Ему еще многое хотелось сказать людям, но толпа, поглощенная суетой, не слышала более слов Спасителя.
Только Мария в покое своего сердца могла внять Божественной мудрости. Конечно же, Марфа любила Господа не менее Марии: она любила слушать Его и исполняла Его волю, но признавала необходимым прежде выполнять житейские дела, а потом уже внимать Слову Божию. Мария же избрала искание правды Божией, считая это выше житейских забот, а потому, забывая все земное.
Преподобный Макарий Великий замечает: «А о том, что дело молитвы и слова, совершаемое надлежащим образом, предпочтительнее всякой добродетели и всякой заповеди, свидетельствует Сам Господь. Поэтому пусть молитва привлекает ваше усердие, ценится выше прочих заповедей и предпочитается им. Только бы все делалось по любви к Богу и определялось бы целью достичь, с помощью благодати (Божией), бесстрастной чистоты».
Совершая дело истинной любви, хорошо иметь в виду следующее: если мы действительно желаем послужить ближнему, то в первую очередь постараемся заглянуть в душу этого человека и понять, какая помощь ему действительно необходима и каким образом мы можем проявить наше участие и заботу.
Повествуя о Марфе и Марии, Евангелие напоминает нам о том, что мы часто упускаем из виду: Бог сотворил всех людей разными, но Богу нужны и Марии, и Марфы как соединение двух служений – созерцательного и деятельного.
О необходимости слышать и соблюдать слово Божие говорится также в 27-м и 28-м стихах 11-й главы Евангелия от Луки. Когда женщина из толпы, возвысив голос, сказала Господу:блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11, 27), Он ответил: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11,28), тем самым определяя путь для всех христиан.
Как отмечает Александр Павлович Лопухин: «Господь на восклицание этой женщины, которая высоко ставила только телесное отношение Матери Христа к Ее Сыну, говорит, что одного телесного приближения ко Христу мало, для того чтобы быть блаженным, и что для этого требуется и душевная близость ко Христу – желание слушать и хранить слово Божие, которое Он возвещает».
Как важно, дорогие братья и сестры, слушать и хранить слово Божие, побуждающее христианина к духовному деланию. Ведь именно слово Божие благодатной своей силой просвещает разум, очищает совесть и сердце, укрепляя волю к исполнению закона Божия, побуждая любить ближнего, утверждая надежду, научая по-христиански воспринимать все трудности человеческой жизни и трудиться над очищением души, постепенно возводя человека к совершенству и блаженной вечной жизни. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)