29 августа.Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 13 - 22.
13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18. Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20. Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21. и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22. и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
(Мф. 23, 13–22)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат поистине суровые слова Спасителя, обличающие книжников и фарисеев. Горе вам – так начинает Господь Свою речь, обращенную к привилегированному классу иудейского общества.
Обращение горе вам в греческом звучит как «ουαι» [уэ]. И это слово трудно перевести, поскольку оно обозначает не только гнев, но и печаль. В этом слове не только дух жестокого осуждения, но и атмосфера острой трагедии.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Христос Своим проникновенным взором видел, что современное Ему положение дел не может продолжаться долго, и выразил это в грозной обличительной речи, которая принципиально применима ко всем народам, показывая, что фанатизм, мелочная обрядность, грабительство и жадность, лицемерие и любовь к внешним условностям могут угрожать гибелью всякому народу, если он не постарается вовремя освободиться от всех этих пороков».
Греческое слово «υποκριται» [ипокрите́] обозначает лицемера или притворщика, скрывающего свою подлинную натуру. В глазах Христа книжники и фарисеи были притворщиками, их представление о религии сводилось к внешнему, показному соблюдению норм и правил закона. А в сердцах их были горечь, зависть, гордыня и высокомерие. Поэтому Господь и указывает на фарисеев и книжников, говоря: затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23, 13).
Преподобный Иустин (Попович) так рассуждает о словах Спасителя: «Чем затворяют фарисеи Царство Небесное от людей? Своим лицемерием. Ибо, уча людей своей жизнью кажущемуся благочестию, они им затворяют врата Царства Небесного, в которые входят единственно истинным благочестием, то есть настоящей жизнью о Боге и в Боге. Человек становится достойным Царства Небесного, когда он на земле живет по закону Неба, объявленному Господом нашим Иисусом Христом».
Но фарисеи и книжники, противостоя Христу и Его Евангелию, сами не желали войти в Царство Небесное и другим иудеям чинили препятствие. Обличая их за оскорбления, обиды и хищения имущества бедных и беспомощных вдов и за мнимую набожность, проявляющуюся также и в долгих молитвах напоказ, Господь осуждает религиозную элиту иудейского общества за их коварное миссионерство: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 12, 15).
Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Здесь Христос предъявляет к книжникам и фарисеям два обвинения: во-первых, в том, что они ничего не могут сделать для спасения многих, и что им стоит великого труда привлечь к себе хотя одного человека; во-вторых, в том, что они совершенно нерадят о сохранении того, кого приобрели; и не только нерадят, но еще становятся его предателями, когда порочною своею жизнью развращают его и делают еще хуже».
Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен (Мф. 23, 16), – сокрушается Христос. Дело в том, что иудейские учителя разделяли клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы необязательно. Клятва даром или церковным золотом считалась великой, а клятва храмом или алтарем – малой. Господь указывает, что клясться всем этим – значит клясться Самим Богом, а потому нельзя нарушать ни одной из этих клятв.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, призывают задуматься о том, к чему нужно стремиться. Господь учит нас не казаться перед людьми праведными и благочестивыми, а быть такими на самом деле, то есть ждет от нас сердца искреннего и открытого, наполненного истинной верой и милосердной любовью к ближнему. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)