1 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 24, ст. 13 - 28.
13. претерпевший же до конца спасется.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25. Вот, Я наперед сказал вам.
26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28. ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
(Мф. 24, 13–28)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат несколько пророчеств Христа о приближении Суда Божия. Рассказав ранее о бедствиях, угрожавших Иерусалиму, о многих и разнообразных испытаниях для апостолов, Спаситель возвещает: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24, 14).
Евфимий Зигабен пишет: «Этим показал, что никакие опасности не заглушат проповеди, и таким образом сообщил проповедникам великое утешение, укрепив их надеждой, что ничто им не может препятствовать, если только они будут терпеливы».
И поскольку Евангелие будет проповедано по всей вселенной, дабы никто не мог считать себя заслуживающим снисхождения по неведению, то именно эта проповедь и станет обличением против тех, которые, слышав ее, не уверовали. Для обозначения будущего состояния Иерусалима Господь употребляет слова из книги пророка Даниила мерзость запустения(Дан. 12, 11).
Александр Павлович Лопухин так рассуждает о словах Христа: «Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение – сделает город и храм пустыней».
Предупреждая о грядущих бедствиях, Господь научает тому, как спастись от них: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф. 24, 16), где было много пещер и убежищ, чтобы скрыться от римлян. Христос также замечает: и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего (Мф. 24, 17). Люди того времени обыкновенно ночевали или отдыхали на кровле по вечерам, и этими словами Господь предостерегает их от промедления. Точно так же и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои (Мф. 24, 18), ибо в поле работали обыкновенно без верхних одежд.
Архиепископ Аверкий (Таушев) указывает: «Историк Евсевий свидетельствует, что иерусалимские христиане, вспомнив это предречение Господа, при приближении римлян действительно бежали в Пеллу и другие заиорданские города, и благодаря этому спаслись от всех ужасов, постигших осажденный город».
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни (Мф. 24, 22), – ободряет Господь, подразумевая под избранными верующих в Него людей.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Это сказал Он и для того, чтобы утешить верующих, находившихся среди иудеев, и успокоить их, чтоб они не боялись... Если же здесь столь велико промышление Божие о верующих, что… и остатки неверующих иудеев сохраняются ради христиан, то какая честь ожидает их (верующих) во время раздаяния венцов?»
И действительно, осаждавший Иерусалим Тит первоначально хотел принудить иудеев к сдаче города голодом, но решил взять его штурмом, вследствие чего и сократилось время бедствий для осажденных. Таким образом, ради тех, которые уже уверовали или должны были уверовать, Бог не допустил полного истребления всего народа, сократил войну и смягчил скорби.
Так, дорогие братья и сестры, Господь призывает и каждого из нас войти в число избранных, потому что именно доверие Богу является самым надежным средством победить страх. Доверять Богу означает жить в соединении с Ним, ведя добродетельную жизнь ради достойной встречи Христа в час второго Его пришествия. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)