2 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 24, ст. 27 - 33; 42 - 51.
27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28. ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30. тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31. и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33. так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.
…
42. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47. истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —
50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
(Мф. 24, 27–33; 42–51)
Продолжая говорить о Своем Втором Пришествии и кончине мира, Господь открывает слушающим то, каким будет Его пришествие в мир: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Молния не требует вестника, не требует проповедника, но в одно мановение является во всей вселенной, и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних комнатах дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы».
Господь говорит, что Его пришествие свершится сразу после скорби дней тех (Мф. 24, 29), то есть времени антихриста и лжепророков на земле. Впрочем, и эта скорбь не продолжится долго, ведь если и иудейская война ради избранных была сокращена, то тем более сократится это искушение ради них же. Само же явление Христа начнется с того, что явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30).
Блаженный Феофилакт замечает: «Вслед за пришествием антихриста, власть которого скоро будет упразднена (это выражено словом «вдруг»), солнце померкнет, то есть помрачится, не будет заметно в сравнении с более превосходным светом Христова пришествия. Действительно, какая нужда в чувственных светилах, когда не будет ночи, когда явится Солнце правды? Но и силы небесные поколеблются, то есть изумятся и содрогнутся, когда увидят, что тварь изменяется и все люди, от Адама до того времени жившие, должны будут дать отчет».
Поэтому Господь и призывает нас всегда быть готовыми к Его возвращению в этот мир: если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24, 43). И действительно, вор не посылает письма с указанием дня и часа, когда он собирается обокрасть дом. Внезапность – вот его главное оружие, поэтому хозяин должен быть всегда наготове.
Противопоставление одного раба, верно исполнившего свой долг и получившего еще более высокую должность, другому рабу, не оправдавшему возложенного на него доверия и тем самым заслужившему строгое наказание, является напоминанием Господа. Если кто не выполняет возложенной на него задачи, тот будет отвергнут; верность же будет вознаграждена.
Приводя эти примеры, Спаситель научает нас тому, что христианская бдительность в ожидании Его пришествия не должна быть ужасным ожиданием в трепете и страхе. Эта бдительность, напротив, должна выражаться верностью и быть наполненной волнительным ожиданием грядущей славы и радости.
Так, дорогие братья и сестры, Христос научает каждого из нас тому, что весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы быть готовыми ко встрече с Богом, то есть быть на страже своей жизни и пребывать в духовном бодрствовании. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)