Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 9 сентября.Евангелие от Марка. Глава 2, ст. 18 - 22.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

9 сентября.Евангелие от Марка. Глава 2, ст. 18 - 22.

18. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

(Мк. 2, 18-22)

 

В этом отрывке Евангелия от Марка повествуется, как ученики Иоанновы и фарисейские приходят к Иисусу с вопросом, почему не постятся Его ученики. Обязательных постов для иудеев было немного, но тем не менее фарисеи накладывали на себя посты, находя для них множество причин: горе, трагедия, праздники. Господь рисует образ постящегося фарисея, когда говорит народу о посте: «Когда постишься, не будь как фарисей, но умойся, приведи себя в порядок, чтобы не выражать свое состояние внешне». Фарисеи постились напоказ, в этом заключалось неправильное понимание ими закона. Господь в первую очередь говорит о содержании закона, они же настолько привыкли исполнять его внешне, что содержание ушло на дальний план. Для фарисеев на первом месте было строгое соблюдение исполнения закона, всех его предписаний, более того, исполнение напоказ, чтобы все видели, насколько они благочестивые и богобоязненные, через что получали большое уважение и чем они гордились, а в результате возникали многие страсти, о которых свидетельствует Господь.

Ко Христу подходят и ученики Иоанновы, видимо, потому, что их подговорили фарисеи. Предполагают, что Иоанн был из общины ессев: образ аскетического мужа пустыни, который рисует Евангелие, очень подходит к ним, у них также была очень строгая аскеза, пост и молитва. Поэтому и учеников своих Иоанн учил подобным образом, естественно, они постились и вместе с фарисеями подходят с этим вопросом ко Христу.

«Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» Вполне резонный вопрос. Господь отвечает очень интересно: Он вспоминает о брачном пире. Самое торжественное время для иудея – это брак, который продолжался в соответствии с законом в течение нескольких дней, во все это время двери дома были открыты, всякий мог приходить и поздравлять брачующихся, а все предписания закона, связанные с грустью и печалью, отменялись. Это было самое любимое время для каждого иудея. И Христос здесь говорит: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» То есть могут ли поститься свидетели жениха, находясь рядом с самим женихом? И отвечает, что доколе с ними жених не будут.

С 20-го стиха Господь в этом же образе брачного пира предвозвещает будущие события и говорит о Своем страдании, смерти, о том, чему должно произойти: «... Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» . То есть наступит то время, когда ученикам придется пережить все те скорби, болезни и тяжелые обстоятельства, которые падут на их плечи.

Далее Христос дает пояснения этому, приводя два образа из повседневной жизни: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже» и второй - не вливается молодое вино в мехи ветхие, потому что они могут прорваться, и вино выльется. Молодое вино продолжает бродить, а ветхие мехи уже не такие эластичные, оформились в плотные сосуды, и если молодое вино будет продолжать бродить, оно их просто прорвет.

Толкователи рассматривают эти образы следующим образом. С одной стороны, говорится, что ученики еще просто не готовы воспринять всю тяжесть учения Христова. О «тяжести» мы говорим с условной долей формальности, потому что Господь говорит о том, что это крест и вместе с тем: «Возьмите бремя Мое на себя и научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен, и познаете, что иго Мое легкое есть». Это было начало служения Христа, видимо, ученики Его еще пребывают в блаженном неведении и фактически находятся в нем до самого конца.

С другой стороны, толкователи видят здесь и нечто иное. «Никто не приставляет к ветхой одежде заплаты новые и никто не вливает вина молодого в мехи ветхие». «Молодое вино» - это учение Христово, «мехи ветхие» - та форма, в которой находятся фарисеи, то есть ни они, ни ученики пока не могут воспринять его, иначе все обратится в ничто, испортится.

Сами по себе фарисеи были людьми хорошими, но их стремление исполнить букву закона в конечном счете приводит их к погибели, потому как они не хотят смотреть на содержание, но весь свой взор обращают на исполнение внешних обрядов. В данном случае речь идет о посте, но в гораздо больше степени их волновало исполнение субботы, в которую Господь неоднократно совершает чудеса, например, исцеляет больного и повелевает ему взять постель и идти, в результате чего возникает конфликт. Исходя из этого, мы с еще большей уверенностью понимаем, что в нашей жизни есть центральное и главное и есть то, что, хотя и важно, находится на втором плане, уступая по важности тому содержанию учения Спасителя, о котором мы читаем и слышим в Священном Писании.

Священник Даниил Рябинин

 
Нравится