11 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 19, ст. 16 - 26
16. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
(Мф. 19, 16-26)
Сегодня Святая Церковь предлагает хорошо известный нам рассказ о том, как некий юноша приходит ко Христу спросить, чего ему не достает, чтобы достичь Царства Небесного. «Соль» рассказа заключается в том, что юноша был очень богат. Это евангельское повествование раскрывает нам правильное и ложное представления о том, что такое вера.
Понятно, что этот юноша был очень хорошо знаком с законом, выполнял все его предписания, но где-то в глубине души чувствовал, что чего-то ему не хватает. То есть у него было благое намерение, но не лишенное некоторой доли лести. Он называет Иисуса благим, а это обращение могло относиться только к Богу. И тогда Господь говорит: «Почему ты называешь Меня благим? Ведь никто не благ кроме Бога». Это лесть со стороны юноши, или же он действительно признает Христа Мессией? Но тогда их разговор завязался бы уже давно и совершенно в другом формате. Этот человек проявляет здесь какое-то фарисейское лицемерие. Заметим, что он рассуждает в категориях действий: «Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?»
Фарисеи мыслили именно этими категориями: нужно что-то делать, соблюсти какие-то заповеди, выполнить какой-то закон, формальный обряд, и эти действия приведут в Царство Божие. Такое отношение можно назвать суеверием: думают, что нужно выполнить последовательность каких-то действий и тогда без сомнения что-то получишь для себя: или Бог тебя услышит, или достигнешь Царства Небесного. Но оказывается, что важен не порядок действий. Следует обратить внимание на это фарисейство, глубоко коренящееся в нашем сердце, избавление от которого почему-то представляется нам очень сложным.
Этот человек говорит: «Что мне сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» И Господь отвечает ему теми же привычными для него категориями: «Ты знаешь, что тебе нужно делать: соблюдай заповеди». Тогда юноша, думая, что, может быть, не знает каких-то заповедей, спрашивает: «Какие?» И Господь перечисляет их, но заповеди идут не в той последовательности, которую мы можем увидеть в декалоге Моисея или в законоположительных книгах: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит: «Это я сохранил от юности своей, чего мне еще недостает?»
Формально этот человек исполнил все заповеди, но здесь толкователи Писания отмечают один очень тонкий нюанс: Господь не случайно ставит последние две заповеди в самом конце своих слов, видимо, желая как-то особенно обратить на них внимание этого юноши, говоря о почитании отца и матери и о любви к ближнему. Почему Господь акцентирует на этом внимание, как показалось некоторым толкователям? Потому что, возможно, этот юноша неправильно относился и к своим собратьям, и к своим близким и родным. А мы знаем, что в Ветхом Завете было такое: иудей мог освободиться от попечительства о своих престарелых родителях, совершив определенного рода действие. И вроде бы перед законом человек считался невинным, но совесть могла обличать. Возможно, и этот юноша как-то неправильно поступал со своими близкими: может быть, будучи богатым, не помогал им или окружающим его людям.
Есть такой рассказ в одной книге об этом же юноше. Когда Господь сказал ему: «Посмотри, ты же богатый, у тебя столько одежды находится в хранилищах, а твои собратья в нищете - помоги им», то юноша опечалился и ушел. То есть Господь просил: «Раздай имущество бедным, помоги своему ближнему, ты же исполняешь заповедь о любви к ним», но это-то и смутило человека. Этот рассказ очень хорошо олицетворяет евангельскую картину происшедшего.
Юноша говорит: «Все это сохранил я от юности моей, что мне еще не достает?» Толкователи Писания обращают здесь внимание на то, что этот юноша обезопасил себя законом: он не убил, не прелюбодействовал, ничего не украл, не лжесвидетельствовал, хотя, может быть, совершал какие-то поступки, не обличаемые законом. Но в христианстве принципиальное значение имеет не то, что ты чего-то не делаешь, наоборот, важно делать что-то. От нашего постоянного делания и зависит то, что мы в конечном счете можем получить для себя. Можно лежать у себя дома на кровати и совершенно ничего не делать, но это не приблизит к Царству Небесному. Действительно, в таком случае никого не осудишь, не убьешь, не украдешь и вообще, получается, исполнишь все заповеди. Есть люди, которые превратили всю свою жизнь в скитания по известным местам, совершенно ничего не делают, не трудятся и не хотят этого делать, и отказались от всего в этом мире. Но это не приближает их к Богу, потому что, для того чтобы быть с Богом, нужно трудиться: и над самим собой, и вообще в этом мире.
Далее Господь говорит: «Иди, продай имение, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мной: будешь Моим учеником». Но он опечалился, потому что имел большое имение. То есть его привязанность к вещам была больше, чем любовь ко всему остальному: исполнить закон он мог, а расстаться с тем, что имел, не захотел. «Где сердце ваше, там и сокровище ваше», - написано в Священном Писании.
Ученики дивились произошедшему, видели уходящего опечаленного юношу, видели Христа, который бросил такой вызов этому человеку, и они спрашивают: «Да кто же тогда может спастись?» Иудеи считали, что если человек богатый, то Бог ему благоволит и помогает, а тут оказывается, что этот юноша для Царства Небесного еще не совершенный, не готов для него. И Господь говорит им очень важные слова: «Человеку это невозможно, но Богу все возможно», то есть с Божией помощью мы без сомнения можем преодолеть в том числе и те страсти, которые живут в нас.
Но здесь важно и другое: Господь говорит, что «… трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» . Понятно, что богатство очень привязывает человека к миру и тяготит, но мы должны понимать, что и состояние нищеты не приближает человека к Богу. Это крайние состояния, но правильное использование того, что ты имеешь в этой жизни, является залогом верного движения к Богу.
Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин